Бесконтактное ДТП - кто виноват

 

 

1. Что такое бесконтактное ДТП?

По правилам дорожного движения РФ дорожно-транспортное происшествие обладает несколькими важными параметрами:

  • это событие, которое возникло во время движения транспортного средства;

  • погиб, или получил ранение человек;

  • нанесен ущерб транспорту, сооружениям, грузам и т.д.

Под дорожно-транспортным происшествием понимают ситуацию, где есть человек, который виновен в аварии, и он оплачивает нанесенный ущерб. Представим ситуацию: по дороге едет два автомобиля, загорается красный на светофоре. Первая машина тормозит. Второй водитель не выдерживает дистанцию на светофоре и случайно бьет машину, которая ехала перед ним. Здесь все понятно, есть человек, который нарушил ПДД, и будет нести наказание. Представим другую ситуацию: по дороге едет не две, а три машины. Загорается красный цвет, машина номер 1 начинает торможение, машина номер два подрезает третью машину, машина номер 3 уклоняется и врезается в первый автомобиль. Загорается зеленый и вторая машина спокойно уезжает, так как она не зацепила никакую из машин. Кто будет виновником в такой ситуации? Распространено мнение, что виноват третий водитель, так как он не справился с ситуацией, не смог вовремя притормозить и обязан теперь оплатить ущерб. Сотрудники ГИБДД зачастую придерживаются этой версии и оформляют соответствующий протокол. Но если бы не второй водитель, то столкновения не было. Такую ситуацию принято называть бесконтактным ДТП. Это вид дорожно-транспортных происшествий, в которых предполагаемый виновник стал причиной аварии, но сам в аварии не участвовал и никаких повреждений не получил.

Правительство РФ неоднократно инициировала введение в ПДД понятие “опасная езда”, но на законодательном уровне это не было введено. Хорошая новость в том, что уже есть практика, где вину делят между “бесконтактными” и обычным виновниками ДТП, или полностью признают за человеком, который стал причиной аварии. 

 

 

2. Особенности и основные причины бесконтактного ДТП

Особенности бесконтактного ДТП

  1. Виновник аварии не участвует в столкновении.

  2. Виновный чаще всего спокойно покидает место ДТП, так как не считает, что это имеет к нему отношения.

  3. Это является страховым случаем.

  4. Участники ДТП не могут договориться между собой о возмещении ущерба, обязательно требуется протокол сотрудников ГИБДД и обращение в страховую компанию.

Распространенные причины возникновения бесконтактного проишествия

  1. Пешеход перебегает дорогу на красный свет, или в неположенном месте.

  2. Водитель не предупреждает о повороте и других маневрах.

  3. Падение дерева, или пересечение дороги животным. 

  4. Падение незакрепленного груза с транспорта.

  5. Водитель нарушает ПДД. 

Глеб К. ехал в своем автомобиле с обычной скоростью. Из-за резкого маневра другого автомобиля, водитель был вынужден отклониться в сторону и снес дорожное ограждение. Страховая отказала в выплате, ссылаясь на то, что водитель не учел погодные условия и двигался превышая допустимую скорость. С помощью независимой экспертизы, водитель смог доказать, что избежать столкновения было невозможно. Страховая была вынуждена полностью оплатить ущерб. 

 

 

3. Как действовать, если попал в подобную аварию?

Не будем останавливаться на общем порядке действий после аварии, ознакомиться с ним вы можете в нашей статье о ДТП. Поговорим об особенностях бесконтактного ДТП. 

Надо быть готовым, что в протоколе сотрудники ГИБДД, вероятнее всего, признают виновным в ситуации вас. Скорее всего, дело придется передавать на рассмотрение в суд. Хорошо, если в автомобиле есть видеорегистратор, который записал все детали аварии. Если нет, то постарайтесь сфотографировать/записать марку, цвет и номерные знаки виновника. Чем больше информации получиться собрать, тем лучше. Заручитесь поддержкой свидетелей, которые смогут подтвердить, что были причины поменять траекторию движения. Даже если вы после происшествия чувствуете себя нормально, лучше дополнительно провериться у врача.

 

4. Что делать, если стал виновником бесконтактного ДТП?

Простая и естественная реакция - покинуть место ДТП. Но маловероятно, что получится скрыться. Номера машины, скорее всего, запишут видеорегистраторы, или запомнят свидетели, потому найти виновника не составит труда. В данном случае к нарушению ПДД добавится еще и сокрытие с места преступления, что станет отягчающим фактором. Самое разумное - остановиться, убедиться, что пострадавшим не требуется помощь и дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

 

 

5. Судебная практика, детали дела

На примере одного дела, которое вели наши юристы, рассмотрим, как меняет ситуацию помощь юриста при бесконтактном ДТП.

 

5.1 Общая картина

К нам за консультацией обратилась Светлана. Она ехала по дороге, перед ней на полосу вылетел форд. Объезжая возникшую помеху, она не справляется с управлением и врезается в парковку, где разбивает 3 автомобиля. Водитель форда спокойно уезжает. Все произошедшее записано на видеорегистратор. Медицинское освидетельствование показало, что у Светланы легкое сотрясение мозга. 

Приехавшие сотрудники ГИБДД в протоколе отметили что водитель не выполнила пункт 10.1 ПДД и заводят протокол. Согласно ему, она должна была ехать с той скоростью, которая позволила бы спокойно затормозить и не причинить ущерб остальным машинам.

В России обычно принято не признавать виновной первую машину, которая создала аварийную ситуацию, но в последние годы появляются прецеденты, когда удается доказать факт бесконтактной аварии. Исход дела зависит только от вмешательства юриста и его умения поворачивать ситуацию под правильным углом. 

 

5.2 Линия защиты

Юрист решил действовать сразу по двум направлениям.  

  1. Обжаловать вину нашего клиента по протоколу ГИБДД (подали жалобу в районный суд)

  2. Доказать вину первого участника (подали заявление в ГИБДД на первого участника, за непредставление преимущества при выезде с прилегающей дороги, пункт 8.3 ПДД, за скрытие с места происшествия, ответственность предусмотрена кодексом 12.27 КоАП и за причинение легкого вреда здоровью, статья 115 УК РФ.

Из-за специфики кодекса об административных нарушениях (он отличается от ГК И УК), юрист подавал в ГИБДД 3 разных заявления.

 

5.3 Развитие событий

  1. Вину Светланы удалось полностью снять решением суда из-за процессуальной ошибки в протоколе. 

  2. Две из трех жалоб, направленных в ГИБДД, были отклонены. После отклонения жалобы у юриста появилась возможность обратиться в районный суд для оспаривания. Районный суд согласился с доводами адвоката и вернул дела на рассмотрение в ГИБДД. При повторном рассмотрении сотрудники признали вину водителя на форде.  

 

5.4 Итог 

В результате аварии пострадало 3 автомобиля на парковке и машина Светланы. Страховка не покрывала полностью ремонт 3 автомобилей и клиент должен был оплачивать дополнительный ущерб самостоятельно. На ремонт ее автомобиля страховая не выделяла средства, так как она считалась виновником аварии. Начиная дело, юрист планировал, что сможет доказать, что в аварии виновны двое и снизить сумму выплаты ущерба для клиента в половину. Благодаря удачному ведению дела, удалось доказать, что клиент полностью невиновен. На этом основании страховая была обязана выплатить средства Светлане на ремонт ее автомобиля, а весь долг по ущербу трем автомобилям на парковке перешел на водителя, который стал причиной ДТП.  

 

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация