Каршеринг ДТП – помощь автоюриста

Каршеринг относится к сравнительно новым, но востребованным услугам на авторынке. Однако здесь есть немало «подводных камней», особенно если арендатор попадет в ДТП на каршеринговой машине. В этом тексте разбирается, как надо поступить в случае аварии, понадобится ли помощь юриста в Москве в решении правовых последствий столкновения.

Первые шаги в случае аварии

Правила едины для всех участников дорожного движения, независимо от того, управляют они личным автомобилем или арендованным. Однако в случае каршеринговой машины обязательные пункты Правил дополнены и положениями договора аренды. И если водитель попал в ДТП на каршеринге, по своей или чужой вине, в первую очередь он обязан:

  • включить аварийную световую сигнализацию – «аварийка» проинформирует других участников дорожного движения об аварии;
  • выставить знак аварийной установки – даже если он отсутствует в каршеринговой машине, это вовсе не освобождает водителя от ответственности по КоАП (ст. 12.5 и 12.27);
  • убедиться в отсутствии пострадавших, если же таковые есть – вызвать «скорую» и оказать первую помощь;
  • вызвать ГИБДД – удобный европротокол, к сожалению, не принимается компаниями-арендодателями;
  • уведомить компанию о ДТП – простой звонок в каршеринг поможет избежать кучи проблем.

Дальнейшие действия зависят как от фактических повреждений самой машины, так и от рекомендаций оператора. Но в любом случае, еще до приезда сотрудников ГИБДД стоит связаться с юристом, дабы впоследствии не пришлось повторить печальную судьбу некоторых каршероводов, получивших счета за поврежденные автомобили больше, чем стоят эти же авто в новом состоянии.

 

Варианты развития событий

В зависимости от силы удара при столкновении машина может получить разные повреждения. Оператор порекомендует арендатору совершить некоторые действия в зависимости от ситуации.

  1. Если автомобиль после аварии может самостоятельно передвигаться, водителю необходимо оставить все документы о ДТП в бардачке, припарковать машину в любом разрешенном месте и завершить аренду. В некоторых случаях доставка документов о ДТП производится непосредственно в офис компании-арендодателя силами арендатора в течение суток.
  2. Если автомобиль не может самостоятельно передвигаться, арендатору необходимо дождаться прибытия представителя каршеринговой компании и завершить аренду.
  3. Если автомобиль получил значительные повреждения, компания каршеринг в случае ДТП может потребовать доставить авто на свою стоянку за счет арендодателя с помощью эвакуатора.

После этого водитель может пойти по своим делам, так как все дальнейшие действия арендодатель будет производить самостоятельно. Исключения составляют лишь случаи, когда у ГИБДД есть претензии к гражданину.

 

Правовые последствия

Компания, независимо от того, кто именно стал виновником ДТП, имеет право потребовать с водителя не только компенсацию за ремонт авто (особенно если машина не застрахована по КАСКО), но и за упущенную выгоду от простоя во время ремонта. Также предусмотрен ряд штрафов.

Например, если при движении по дороге водитель не заметит яму или выбоину, которая причинит ущерб подвеске или колесу автомобиля, ему придется выплатить определенный штраф. Сумма зависит от конкретного оператора и условий тарифа. Положительный момент – если арендатор не виновен в аварии, он может предъявить иск к истинному виновнику происшествия и потребовать компенсацию понесенных убытков с него.

Москвичка Наталья Ш. обратилась за помощью к адвокату с проблемой незаконно наложенного штрафа со стороны каршеринговой компании. Девушка двигалась ночью по дороге и не заметила выбоины. Острые края ямы пробили покрышку и повредили диск колеса. В итоге, Наталье пришлось производить ремонт за свой счет и дополнительно оплачивать штраф. Юрист помог девушке взыскать стоимость ремонта и сумму штрафа с «дорожников», ответственных за состояние дорожного полотна в месте ДТП.

 

Частные случаи

Поскольку каршеринг в России и Москве еще «не устаканился» и какое-то правовое регулирование понятия отсутствует, иногда происходят разные ситуации. Иногда курьезные, иногда – печальные.

Например, москвич А. взял авто в краткосрочную аренду, и будучи в пьяном состоянии разбил каршеринг, скрылся с места ДТП, а когда компания предъявила претензии, отказался признавать свою вину. Как итог, мужчине пришлось полностью оплачивать ремонт машины, несмотря на действительный КАСКО по тарифу каршеринговой фирмы.

Другой пример – девушка Ю. решила набраться опыта на каршеринговом «Солярисе» перед покупкой своей собственной машины. И в ее бампер «приехала» другая девушка. Они обе оценили повреждения как несущественные и мирно разъехались. Вот только Ю. не учла, что даже о малейшей царапине стоило проинформировать каршеринг. Компания взяла с неопытной водительницы не только штраф, но и заставила купить новый бампер.

 

Чего не стоит делать

Вообще, компании, сдающие в краткосрочную аренду машины, довольно лояльны к клиентам и часто идут навстречу. Например, если в стекло от впереди идущего грузовика прилетит камень, то компания не наложит штраф на водителя при своевременном уведомлении. Поэтому всего нужно стремиться уладить конфликт миром. Но есть список действий, которых лучше избегать.

  • Нарушать ПДД – установить личность нарушителя не составит труда.
  • Не информировать компанию-арендодателя об аварии – если водитель попал в аварию на каршеринге, об этом обязательно нужно уведомить, а не бросать машину где попало. Все обнаруженные повреждения будут устраняться не по КАСКО (если таковое есть на авто), а полностью за счет последнего арендатора;
  • Скрывать повреждения, которые получены случайно. Это, по меньшей мере, не этично. И даже если допустить, что следующий арендатор не увидит царапин или поломок, то вы всегда можете оказаться на его месте. Кроме того, из-за некоторых повреждений на водителя не будет наложено штрафов.
  • Отказываться выплачивать неустойку – если арендатор не согласен с суммой неустойки, то он может оспорить ее в законном порядке с привлечением опытного юриста.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация