Автоюрист: каршеринг и страховка

Москвичам, не нужно покупать личную машину или брать ее на прокат, оставив в залог гигантскую сумму. Вместо этого достаточно взять машину в поминутную аренду – воспользоваться каршерингом, чтобы прокатиться «с ветерком» по столичным улочкам. Но многих потенциальных арендаторов волнует вопрос – кто будет платить в случае аварии? Эта статья посвящена страховке на случай ДТП с каршеринговой машиной, а также той помощи юриста в Москве, которая понадобится водителю прокатного автомобиля.

Основные аспекты урегулирования убытков

В случае дорожно-транспортно происшествия наносится вред имуществу и (или) здоровью (жизни) человека. И ответственность по возмещению убытков всегда ложится на виновника аварии. Однако наличие полиса автострахования (ОСАГО, КАСКО), удается покрыть весь или большую часть причиненного ущерба, что гарантирует восстановление имущества, а иногда и здоровья потерпевшему.

Но ведь в ДТП, чаще всего, страдает 2 и более транспортных средств. А значит, часть расходов по восстановлению поврежденного имущества ложится полностью на виновного. Ну а если причинен вред здоровью и жизни человека, то «автору ДТП» придется и вовсе несладко – в иных случаях люди расплачиваются с пострадавшим всю жизнь.

Но если речь идет о каршеринговой машине? Кто в этом случае возмещает убытки, кому и в каком объеме? Все зависит от конкретных условий договора между арендатором и каршерингом, наличием и особенностями полиса КАСКО.

 

Полис ОСАГО

Многие операторы не спешат приобретать дорогостоящие полисы КАСКО и ограничиваются лишь обязательными в России и Москве ОСАГО. Ведь покрыть ущерб по ДТП в большинстве случаев обязан либо человек, который взял в аренду авто, либо другой участник дорожного движения, который столкнулся с каршеринговой машиной.

Следовательно, если смоделировать ситуацию, когда виновный в аварии – клиент, который взял автомобиль в каршеринг, ОСАГО покроет убытки в объеме 0,5 млн. руб. потерпевшему. Машину каршеринга клиенту придется восстанавливать за свой счет.

Причем не только восстанавливать. Если изучить договоры большинства операторов, то помимо основного ущерба клиенту придется:

  • выплатить неустойку за ДТП;
  • оплатить упущенную прибыль за период ремонта авто.

Сумма может набежать совсем немаленькая, даже если машине причинили минимум повреждений.

Более того, ОСАГО не покрывает убытки, которые причинены неосторожным вождением, пусть даже если в ДТП виновата выбоина в асфальте. Это потом, после получения материальных претензий от оператора, удастся отсудить средства с истинного виновника (в случае выбоины – с дорожников). Но платить «здесь и сейчас» придется именно по факту выставленных счетов оператором каршеринга.

Если же клиент каршеринга в ДТП не виноват, то ничего платить не придется. Все бремя материальной ответственности ляжет на виновного в аварии. Редкие компании начисляют штрафы невиновным водителям, да и то, их можно перевести по регрессному иску.

 

Полис КАСКО

Смоделируем ту же ситуацию: водитель каршерингового авто становится виновником ДТП, но на машину оформлен полис КАСКО. В этом случае виновник все также обязан возместить ущерб, но не в полном объеме, а в некоторой части. В большинстве случаев имеется градация по франшизе, предусматривающая компенсацию только небольшой части вреда. Например, у одного из популярных операторов каршеринга в Москве предусмотрены такие лимиты:

  • ущерб оценивается в сумму менее 100 000 руб. – оплачивается сумма причиненного вреда, но не более 30 000 руб.;
  • ущерб оценивается в сумму более 100 000 руб. – оплачивается 30 000 руб. + 15% от реального урона.

При этом расходы на ремонт авто потерпевшего компенсируются по ОСАГО.

Есть прокатчики, которые полностью покрывают ущерб по полису добровольного страхования. Клиент, взявший машину в каршеринг с КАСКО, в любом случае не платит (за исключением случаев причинения вреда здоровью, приведшего к инвалидности). Однако тарифы с такими полисами стоят значительно дороже.

Если же клиент не виноват, то он опять-таки не компенсирует ни ущерб, ни штрафы. К чести операторов все же следует признать: они довольно лояльно относятся к своим добросовестным клиентам.

 

Как водителю защитить себя

Страховка при ДТП спасает добропорядочных водителей от серьезных расходов, связанных с восстановлением прокатных авто. Вот только не всегда удается зафиксировать свою правоту, особенно если виновник аварии изо всех сил пытается выставить виноватым именно водителя каршеринговой машины.

Здесь действует то же правило, как и в случае с любыми другими машинами. Важно уметь правильно читать протоколы, которые составляет ГИБДД (европротокол в каршеринге не принимается). Ну и конечно, настаивать на полном соблюдении регламента сотрудниками ГИБДД.

Оптимально обращаться к юристу с просьбой о помощи еще до приезда полиции. Специалист сообщит, какие действия необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя и не предъявил претензии каршеринг – страховка при аварии «сделает» все остальное.

Аркадий М. попал в ДТП с большегрузом на МКАДе, управляя каршеринговым автомобилем. Прибывшие на место сотрудники ГИБДД при составлении схемы происшествия неверно истолковали спутанные показания мужчины, как итог – водитель большегруза объявил Аркадия «автором ДТП».
Мужчина обратился за помощью к адвокату, который обратил внимание группы разбора на несоответствие схемы расположения транспортных средств объяснениям водителя грузового автомобиля. Юристу удалось найти свидетелей столкновения, что поставило окончательную точку в деле, и Аркадий был признан невиновным в аварии.

Еще один важный момент – наличие видеорегистраторов в прокатных машинах. Увы, но в большинстве из них устройства видеофиксации отсутствуют. Поэтому стоит возить с собой личный регистратор, записи которого обезопасят водителя каршеринга в спорной ситуации.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация