Консультируйтесь бесплатно
Задать вопрос юристу

Юридическая помощь
в Москве и Московской области

Доверьте решение своего дела профессионалам или прочитайте как действовать самому.
Все это Вы можете сделать на сайте «Правда Закона»

Задайте вопрос опытному юристу бесплатно!

Вопрос направят юристу соответствующего направления и он перезвонит
в течение 5 минут

Задать вопрос

Отправляя контактные данные
Вы соглашаетесь на обработку
персональных данных.

Статья:

Каршеринг и суд

Несмотря на «молодость» каршеринга в России и Москве, уже есть судебная практика по спорам, связанным с деятельностью компаний-операторов. Причем истцами довольно часто выступают не каршеринговые сервисы, а их клиенты. В этом тексте разбираются типичные спорные ситуации с каршерингом, варианты их решения и в досудебном, и в судебном порядке, а также помощь юриста в Москве по спорам, связанным с краткосрочной арендой авто.

Типичные причины для спора

Автомобильные споры – частое явление, для преодоления которых требуется решение суда. Каршеринг же, в силу своей специфики, подвержен этому куда больше, чем взаимоотношения владельцев автомобилей. Ведь здесь спор может возникнуть даже из-за курения в салоне. И всего 1 сигарета может обернуться крупными финансовыми потерями.

В зависимости от инициатора спора различаются и причины для конфликта. Если каршеринговый оператор сталкивается с ущемлением своих прав, чаще всего это связано с неисполнением требований компании ее клиентом, выраженное в отказе добровольно компенсировать нанесенный ущерб и уплачивать неустойку. Клиенты же пытаются оспорить наложение санкций в принципе (или в некоторой части), а то и вовсе принудить оператора к заключению договора.

Но чаще всего конфликты возникают на почве:

  • использования подложных документов и (или) чужого аккаунта;
  • причинение вреда имуществу каршеринговой компании;
  • нарушений водителем ПДД во время пользования каршеринговым транспортом;
  • нарушение правил использования сервиса, будь то выезд за пределы зоны использования, допуск к управлению транспортом посторонних;
  • различные ДТП;
  • хищение имущества каршеринговой компании.

Если абстрагироваться от некоторой однобокости сделки по аренде авто и обратиться к голым фактам, то не так уж и редко каршеринговые операторы пытаются нажиться на нерадивых клиентах. Арендаторы часто садятся за руль арендованных машин в нетрезвом состоянии, часто нарушают ПДД и почему-то уверены в своей безнаказанности.

Москвич Н. воспользовался каршеринговым автомобилем. В процессе поездки он доверил управление своей подруге, о чем стало известно оператору. Спустя 10 дней оператор направил мужчине требование оплатить неустойку в размере 100 000 руб. в соответствии с договором.

Как видно из примера, молодой человек осознанно (и это важно) нарушил правила пользования арендованным транспортом. Конечно, оператор «спросил лишнего», и юристы помогли снизить сумму штрафа на 70%, до приемлемых для гражданина Н. 30 000 руб. в досудебном порядке. Но факт остается фактом – спор возник из-за нарушений условий договора именно клиентом.

 

Досудебный порядок разрешения спора

Кто бы ни был инициатором конфликта, решать его следует только цивилизованным путем. Суд с каршерингом – это не всегда правильно с точки зрения логики и уж точно весьма затратно как по деньгам, так и по времени. Пытаться игнорировать требования оператора – тоже не выход. Ведь не добившись от клиента хоть какой-нибудь реакции, дело будет передано в суд, или же право требования неустойки будет переуступлено коллекторам.

Поэтому следует пытаться разрешить конфликт мирным путем – с помощью претензий. Вступить в переписку стоит, если:

  • клиент уверен, что его права нарушены;
  • клиент не согласен с требованиями оператора;
  • согласие не может быть достигнуто путем переговоров.

Причем все решения по любому вопросу должны быть зафиксированы на бумаге. Документальное подтверждение достигнутых соглашений может использоваться в качестве доказательства в суде. А вот устные объяснения – вряд ли, поскольку это «слово против слова». Конечно, если соглашение не было достигнуто при свидетелях.

Претензионный порядок решения конфликта не столь прост, как кажется. Поэтому к переписке стоит привлечь юриста, способного выражать позицию своего клиента максимально точно. И только если соглашение не достижимо, спор придется переносить в суд.

 

Судебные тяжбы

Идея подать в суд на каршеринг возникает в голове у многих, кому хоть раз предъявлялись необоснованные претензии. Например:

  • водитель-арендатор начал аренду автомобиля с повреждениями, и оператор требует оплатить ремонт «чужих» царапин;
  • клиента каршеринга обвинили в попытке порчи оборудования (хотя он всего лишь отключал ESP чтобы выехать из сугроба во дворе);
  • сумма начисленной неустойки несоразмерна причиненному ущербу (как в случае с гражданином Н. из вышеприведенного примера).

Словом, ситуаций может возникнуть множество. Причем во многих случаях клиенты оказываются правы.

Мария Б. решила воспользоваться услугами каршеринга. В процесс управления транспортным средством девушка попала в ДТП не по своей вине. Однако в автомобиле был серьезно поврежден знак аварийной остановки, из-за чего девушке был выписан штраф. Мария пошла на принцип и потребовала от каршерингового оператора возместить средства на его оплату, однако оператор не только отказался компенсировать уплаченную сумму, но и потребовал от Марии выплатить неустойку, обвинив ее в краже этого самого знака.
Спор довольно быстро оказался в суде, где юрист смог доказать неправомерность требований оператора и обоснованность требований Марии. Суд встал на сторону девушки.

В отличие от арендаторов, каршеринговые агентства не стесняются добиваться своего любыми законными способами. Ситуаций, когда каршеринг подал в суд на клиента – море. Например, гражданин У. был вынужден оплатить неустойку за курение в салоне прокатного авто и прожженное сидение. Мужчина просто забыл, что прокатный автомобиль не относится к местам, разрешенным для курения, что арендный договор исключает возможность курить в салоне. В конце концов, каршеринговую машину можно сравнить с общественным транспортом…

Но некоторые дела обладают определенной спецификой. Например – тот же «дрифт». Зачастую каршеринговые компании не утруждают себя расшифровкой понятия «дрифт» и выражают его в виде «многократное превышение автомобилем установленных углов поворота в течение короткого промежутка времени». Но если разобраться в вопросе, то под это же понятие может попасть обычный занос на скользкой дороге с последующей попыткой вернуть управление автомобилем. Как вариант, подобные действия требуются в аварийно опасной ситуации, когда приходится пускать автомобиль «боком», чтобы уйти от столкновения с пешеходом или другим авто.

В такой ситуации, например, формально прав будет каршеринг. Суд дрифт также сочтет нарушением условий договора. Но есть одно «но». Судья будет трактовать спорные моменты в пользу водителя как экономически более слабую сторону договора, если он:

  • обоснует необходимость совершения спорного маневра
  • укажет на отсутствие расшифровки термина, которое дал бы четкое понятие дрифта.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

logo

Коротко опишите Вашу ситуацию в форме.

Коротко опишите Вашу ситуацию в форме, мы подберем специалиста,
перезвоним в течение 10 минут и БЕСПЛАТНО Вас проконсультируем.
Поможем в любом вопросе!

Юрист получил ваш вопрос, и готов на него ответить!