Некачественные мед услуги – помощь юриста
Интересуетесь возможностью и порядком взыскания компенсации с клиники, где вас некачественно диагностировали и лечили? Из этого материала вы узнаете, какие действия придется предпринять, и в какой ситуации вы имеете право на получение компенсации. Также вы узнаете, потребуется ли вам помощь юриста для отстаивания своей правоты.
Какое лечение можно считать не качественным
Специального стандарта качества лечения не существует, и в основном руководствуются положениями, приведенными в Определении ЦНИИ Здравоохранения Минздрава России. Согласно этому оценивается ряд важных характеристик:
- доступность и удобство пользования медуслугами;
- эффективность помощи и результативность обращения;
- безопасность для здоровья и жизни пациента;
- профессиональная пригодность врача и его компетентность.
Следовательно, некачественное оказание мед услуг подразумевает нарушение одну или нескольких характеристик, а также межличностные отношения между врачом и медперсоналом – врачом, сестринским и административным персоналом.
У гражданина есть право на получение качественной медицинской помощи и в случае неудовлетворенности результатом или процессом получения медицинских услуг он может отстаивать свои права в досудебном или судебном порядке. Понимание этого факта позволит призвать к ответу клинику, в которой медперсонал пренебрежительно относится к своим обязанностям, оскорбляет личное достоинство пациента.
Как отстаивать свои права
Законом предусмотрено несколько вариантов защиты права пациента. Условно их можно разделить на 2 части – решение спора с конкретным врачом и решение конфликта с медицинской организацией. В случае, если причиной конфликта послужили действия врача, на него можно подать жалобу:
- заведующему отделением;
- главному врачу.
Такие жалобы подаются в письменной форме, по факту обращения гражданина проводится проверка, о результатах которой пациент должен быть уведомлен. Этот порядок не предполагает получение компенсации, поскольку завотделением и главврач в отношении подчиненного могут применить дисциплинарное взыскание.
Если же пациент в целом остался недоволен качеством оказанных медицинских услуг, считает, что ему нанесли моральный ущерб, или же здоровью причинен вред, жалоба на врачей больницы и на само медучреждение подается в его администрацию в претензионном порядке. При неудовлетворительном результате следует обратиться в вышестоящие инстанции.
Обращение ФОМС и Росздравнадзор
Гражданин имеет право запросить оценку качества у страховой компании, по полису которой он проходил лечение. Страховщик созывает комиссию для проведения экспертизы качества медпомощи.
Тимофей Б. обратился к терапевту с жалобами на сильные приступы головной боли. Врач отказался направлять пациента к узкому специалисту и прописал таблетки. Несмотря на назначенный курс лечения мужчине становилось все хуже. Тимофей вновь обратился к врачу, но столкнулся с хамством и отказом направлять к неврологу. Тогда мужчина обратился в страховую компанию, которая по факту обращения признала оказанную помощь некачественной.
Судебный порядок разрешения спора
Оказание медуслуг попадает под действие закона о защите потребителей, следовательно, иски, не связанные с причинением среднего или тяжкого вреда здоровью рассматриваются в рамках гражданского процесса. Если здоровью пациента нанесен вред, дело квалифицируется как уголовное, а иск граждан подается в рамках уголовного процесса или оформляется отдельно в виде гражданского иска. Чтобы обеспечить соблюдение своих прав, гражданин может привлечь к процессу дополнительно региональное представительство Минздрава РФ и прокуратуру. В эти органы направляются соответствующие обращения, но здесь есть нюансы:
- если вы обратились в прокуратуру и Департамент до подачи иска, то следует дождаться ответа компетентных органов;
- если заявление в суд направлено, привлечь прокуратуру можно путем подачи соответствующего ходатайства судье, который занимается делом.
Обеспечением судопроизводства и движения дела является правильно составленное исковое заявление. Законодательство определяет, что материальную ответственность за действия наемных работников несет юридическое лицо, подается жалоба на больницу, а не на конкретного врача.
В иске должна быть раскрыта суть обращения, приведены нарушения по факту с отсылкой на нормативно-правовые акты и требования истца. В подкрепление своих требований следует предоставить суду ряд доказательств, которые приобщаются к делу.
- выписки из истории болезни и медицинской карты гражданина;
- договор о предоставлении медицинских услуг (при наличии);
- иные доказательства, включая заключение медэкспертизы – независимой, или проведенной страховщиком.
Поскольку гражданский иск попадает под действие Закона о защите прав потребителей, госпошлина за разбирательство не оплачивается (ст. 17 п.3 закона). Следовательно, квитанция об оплате не прикладывается, однако отсутствие оплаты пошлины стоит также обосновать в иске.
В процессе судебного разбирательства можно подать ходатайство на проведение судебно-медицинской экспертизы, либо же ее придется проходить по ходатайству ответчика или на основании решения суда, сделанного в ходе заседания. Истец, ответчик или третья сторона спора имеют право не согласиться с выводами экспертизы или счесть их не полными путем подачи соответствующего ходатайства. Однако принимать ли ходатайство, или отказать в нем, решает только судья. Если формулировки заключения эксперта достаточно для вынесения решения, дополнительная экспертиза не проводится.
Суд рассматривает дела беспристрастно и не поддается эмоциональному давлению. Не стоит ждать, что жалоба на детские больницы вызовет больший отклик, чем жалоба на частную клинику интимной пластики. В обоих случаях судья будет исходить из представленных доказательств и фактов.
В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (499) 113-25-16 или написать его в форме ниже.