Неправильный диагноз – помощь юриста

Вам или вашему близкому врачи поставили неверный диагноз? Узнайте из этой статьи, нужна ли в такой ситуации помощь юриста и какие шаги стоит предпринять самостоятельно.

Как определить вину врача

Несмотря на все успехи диагностической медицины, случаи неправильно постановки диагноза все еще распространены. Но не во всех ситуациях стоит обвинять врача, особенно если в обвинениях руководствоваться эмоциями.

Для подтверждения диагностической ошибки необходима экспертиза, которая позволит:

  • воссоздать обстоятельства постановки диагноза;

  • определить, достаточными ли сведениями располагал врач в момент постановки DS;

  • препятствовал ли пациент объективному исследованию его состояния здоровья.

Причем на последнем пункте следует остановиться чуть подробней. Нередки случаи, когда сами пациенты препятствуют постановки диагноза. Сюда следует отнести нарушение режима и условий проведения исследований, особенно при заборе крови.

Например, при исследовании «на сахар» человеку не рекомендуют есть и пить перед обследованием. Многие этими рекомендациями пренебрегают, что приводит к искажению показателей. Врач просто не может оценить клиническую картину – этому препятствует сам больной. Следовательно, будет не корректно говорить в такой ситуации о том, что неправильно поставили диагноз.

Но диагностическая ошибка все-таки возможна и по вине врача. Это также будет определено медицинской экспертизой. Если данных для постановки диагноза было достаточно, если квалифицированный специалист на основании этих данных может поставить DS, то врач, не сумевший этого сделать, будет признан виновным.

При этом не учитываются конкретные обстоятельства, помешавшие врачу выполнить служебный долг. Невнимательность, банальная лень, предвзятое отношение к пациенту – не важно, что послужило поводом к совершению ошибки.

 

Как определить, что диагноз оказался ошибочным

Самостоятельно сложно оценить обоснованность поставленного диагноза. Пациент, не имеющий медицинского образования, просто не в состоянии интерпретировать клиническую картину. Но это не значит, что пациент не сможет до последнего поставить диагноз под сомнение. Следует насторожиться, если:

  • состояние здоровья не улучшается или началось ухудшение;

  • симптомы поставленного диагноза не соотносятся с имеющимися.

У Светланы К. заболел малолетний сын. Мать вызвала педиатра, который поставил диагноз ОРВИ и назначил лечение. Женщина заподозрила, что врач ошибся в диагнозе после отсутствия улучшения на 7 день болезни, при этом состояние мальчика ухудшалось. Женщина повторно вызвала педиатра, но он провел поверхностный осмотр и рекомендовал продолжать назначенное лечение, дополнительно ввел курс антибиотиков.


На 11 день болезни ребенок был госпитализирован с подозрением на пневмонию. Предварительный диагноз в больнице подтвердился. Организованная по требованию женщины комиссия определила, что педиатр поставил неправильный диагноз ребенку – спутал обычную простуду с воспалением легких.

 

Что делать, если диагноз неверный

Как уже говорилось выше, только комиссия имеет право определять ошибочность постановки диагноза. Чтобы ее добиться пациенту придется совершить ряд действий.

  1. Обращение к администрации медучреждения с просьбой проведения медицинской экспертизы. Заявление следует подкрепить имеющимися документами – выписками из медицинской карты и историей болезни, данным лабораторных и специальных исследований. В большинстве случаев администрация решает вопрос и врач, допустивший диагностическую ошибку, подвергается дисциплинарной ответственности. Пациенту уточняют диагноз и назначают адекватное лечение, выплачивают компенсацию, если на этом настаивает заявитель.

  2. Если по каким-либо причинам главврач отказал пациенту, можно направить жалобу в вышестоящую инстанцию – региональный Минздрав или Департамент здравоохранения. По факту жалобы будет проведена проверка, о результатах которой заявитель будет уведомлен в письменной форме.

  3. Подать жалобу можно также и в прокуратуру, а если был нанесен существенный ущерб здоровью – в полицию. В этом случае органы проанализируют ситуацию, будет назначена судебно-медицинская экспертиза, которая определит правильно постановки диагноза и степень ответственности врача.

  4. Пациент имеет право подать в суд за неправильный диагноз, но при условии соблюдения первичного обращения к администрации. Суд также назначит проведение экспертизы или примет во внимание выводы экспертов, к которым обратился больной перед подачей искового заявления в суд.

Оспорить неправильный диагноз врачей и потребовать за него компенсацию можно в судебном порядке, при этом медучреждение не сможет уйти от ответственности. Не стоит опасаться больших финансовых трат, поскольку к исковому заявлению можно прикрепить требование о компенсации судебных издержек и затрат, которые был вынужден понести пациент, права которого оказались ущемленными.

 

Понадобится ли квалифицированная помощь юриста?

В делах, связанных с врачебной диагностикой, без юриста не обойтись. В практике регулярно встречаются случаи, когда медработники «покрывают» своих, и выводы проведенных экспертиз оказываются не на стороне заявителя. Но это не значит, что следует отказаться от попыток отстаивать свои права, благо законодательство оставляет пациенту большое поле для маневра:

  • обжалование решений, выносящихся чиновниками и медработниками;

  • обращение в страховую, по полису которой лечился больной, с просьбой проведения досудебной медэкспертизы;

  • право требования проведения независимой медицинской экспертизы в аккредитованной организации по выбору истца;

  • обращение в суд, оспаривание его решений в апелляционном и кассационном порядке, а также в Верховном суде Российской Федерации.

Валерий Ж. последовательно обращался к администрации поликлиники и в областной департамент, однако в обоих случаях получил решение об отсутствии вины лечащего врача в диагнозе. Отчаявшись добиться правды, мужчины обратился за советом к юристам. Специалисты рекомендовали мужчине подать иск в суд и подсказали, как правильно подготовиться к процессу.

 

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация