ПФР отказал в перерасчете – помощь юриста

Пенсия в России подлежит перерасчету при наличии оснований. Однако многие пенсионеры сталкиваются с отказом в перерасчете. И вполне естественно, что людей интересует правомерность решений, особенно в свете обострения «пенсионной проблемы». Разберемся в этом материале, может ли ПФР отказать в перерасчете пенсии и понадобится ли помощь юриста, чтобы оспорить такое решение.

Основания для перерасчета пенсий

В большинстве случаев перерасчет суммы ежемесячного пенсионного содержания производится «автоматически». Речь идет о плановой индексации пенсии, проводимой не менее 1 раза в год. Но существуют основания, позволяющие пенсионеру потребовать перерасчета в ПФР по пенсии, которая уже назначена и выплачивается.

  1. Не страховые периоды, которые можно подтвердить. К таковым периодам относится уход за ребенком, инвалидом, нетрудоспособным лицом, сотрудничество с силовыми структурами, служба в ВС РФ, а также проживание с супругом по месту его службы без возможности трудоустройства. Перерасчет вычитает периоды из страхового стажа (если они были в нем учтены), и начисляет за них пенсионные баллы.
  2. Получение вновь документов, которые позволяют доказать наличие стажа до 2002 года.
  3. Получение вновь документов, которые подтверждают выработку дополнительного льготного стажа до 2002 года.
  4. Получение вновь документов, подтверждающих выработку «Северного» стажа.
  5. Появление иждивенцев под опекой действительного пенсионера.

Многих интересует, какой срок перерасчета пенсии отводится чиновникам ПФР. В соответствии с законодательством, перерасчет должен производиться с момента обращения, а выплаты назначаются через 1-3 месяца после перерасчета. Однако следует сделать оговорку: если воспользоваться правом на перерасчет, то индексация осуществляется только с 1 числа месяца, следующего за датой обращения. Фактически выплаты повышенной пенсии могут начаться через 3 месяца с обязательной компенсацией в виде разовой выплаты разницы между назначенной и пересчитанной пенсии.

 

Причины для отказа в перерасчете

Исходя из оснований, легко можно сделать вывод о том, почему при обращении в ПФР следует отказ в перерасчете пенсии. Здесь все зависит от ситуации и повода к обращению.

В первом случае, при подтверждении страховых периодов отказ может поступить по целому ряду причин:

  • не предоставление документов – пенсионер не смог документально подтвердить страховые периоды
  • гражданин предоставил неполный пакет документов;
  • пенсионер совершил ошибки при составлении обращения;
  • учет страховых периодов уменьшит сумму назначенного пенсионного содержания, поскольку заявленные периоды уже включены в страховой стаж по максимально возможной ставке.

Во втором случае отказ может последовать по причине выработки максимального стажа. Для мужчин он составляет 45 лет и для женщин – 40. Также основанием для отказа в перерасчете может быть коэффициент соотношения заработков. Если при расчете назначенной пенсии используется максимальный К=1,2, то специалисты ПФР перерасчет не производят.

В третьем случае основанием для отказа в перерасчете будет наличие посторонних обстоятельств, вследствие которых учет дополнительного льготного стажа приведет к уменьшению суммы пенсии. Например, пенсионеру расчет пенсии сделан по общему стажу и из учета высокой зарплаты. При нахождении дополнительного стажа с минимальной зарплатой перерасчет будет сделан по высокой ставке за не льготный период и по низкой ставке за льготный. Следовательно, сумма к получению окажется ниже.

В четвертом случае основанием к отказу может быть только лишь не соответствие документов требованиям ПФР, либо ошибки в заявлении. Если же с документам и заявлением все в порядке, то ответ на вопрос, делают ли перерасчет пенсионерам по  «Северному» стажу будет положительным.

В пятом случае отказ последует только при отсутствии подтверждающих документов, либо при наличии обстоятельств, исключающих начисление дотации. Например, если у ребенка есть родители, не лишенные родительских прав и не пропавшие без вести, то оснований для перерасчета не имеется.

 

Как оспорить отказ

Независимо от ситуации, гражданин, получающий пенсию, имеет право оспорить отказ в перерасчете. Это можно сделать разными способами, но для начала следует учесть сроки обжалования.

  1. Если выносится отказ ПФР, срок обжалования указывается в ответе на обращение (письменном отказе). Также там указывается, куда можно направить жалобу.
  2. В течение 3 месяцев с момента вынесения решения, в соответствии с КАС РФ.
  3. В течение 3 лет с момента действия (бездействия лица) при обжаловании через суд.

Если по срокам все довольно ясно, то вот с местом обращения чуть сложнее. По большей части все зависит от того, чего именно пытается добиться пенсионер. Если необходимо просто оспорить решение, то подать жалобу можно:

  • руководителю территориального органа ПФР, который вынес решение об отказе в перерасчете;
  • в региональное управление ПФР при несогласии с решением руководства клиентского отделения ПФР;
  • в прокуратуру – можно направить жалобу сразу в надзорный орган, особенно если есть подозрения в нарушении законности работы клиентского отделения пенсионного фонда.

Если необходимо взыскать с ПФР ущерб (моральный, например), то обращаться следует в суд но только при условии, если предпринята попытка досудебного урегулирования конфликта (обращение к руководству или в прокуратуру).

Николай П. обратился к московскому юристу с просьбой содействовать в разрешении проблемы. Спор возник из-за решения ПФР отказать в перерасчете пенсии из-за малолетнего иждивенца, который оказался под опекой пенсионера. Мотивировка отказа была вызвана отсутствием судебного решения по помещению внука Николая под его опеку в связи с лишением родителей родительских прав из-за алкоголизма. Адвокат через суд добился не только назначения выплаты, но и компенсации ущерба, нанесенного неправомерным отказом ПФР в назначении дотации.

 

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация