Порядок оформления пенсии по инвалидности – помощь юриста

При наступлении инвалидности человек мог бы остаться без средств к существованию. Вот только государство не бросает в беде граждан и им полагаются выплаты в виде пенсии. В этом материале рассматривается порядок оформления пенсии по инвалидности и помощь юриста в Москве в связи с решением этого вопроса.

Виды пенсии по инвалидности

В России предусмотрено 3 вида пенсии по инвалидности, для назначения каждой из которых требуется ряд соблюдения важных условий.

  1. Государственная (социальная) пенсия по инвалидности назначается гражданам без трудового стажа, а также другим лицам, имеющим право на получение государственной пенсии.
  2. Военная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим и приравненным к ним лицам.
  3. Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, которые имеют трудовой стаж.

Порядок назначения пенсии по инвалидности, естественно, зависит от того, какой именно вид пенсионного содержания устанавливается. Однако если для военной пенсии предусмотрен отдельный порядок, то вот для социальной (государственной) и страховой формат оформления довольно унифицирован и требует как одинакового обращения, так и подготовки к назначению выплат.

 

Подготовка к оформлению пенсии

Поскольку пенсия по инвалидности устанавливается только при наличии официально подтвержденного стойкого нарушения здоровья, человеку придется пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Направить на «медкомиссию» может учреждение здравоохранения, занимающееся диагностикой, лечением, реабилитацией заболевания, от которого страдает человек. Направление на МСЭ выписывается лечащим врачом. Экспертиза проверяет состояние человека и выносит заключение, которое является обоснованием для назначения пенсии по инвалидности.

Также гражданину понадобится подготовить документы о стаже, если он претендует на страховую разновидность обеспечения. Основной документ – трудовая книжка, в которой указаны периоды работы человека. Но также подойдут:

  • срочные трудовые договоры, контракты, соглашения;
  • копии приказов о приеме на работу и увольнении;
  • зарплатные ведомости и т.д.

Продолжительность стажа не имеет особого значения, достаточно даже 1 рабочего дня. Но чем больше отчислений было сделано в ПФР в счет пенсии, тем выше окажется «пособие» по инвалидности. Если трудового стажа не имеется, то гражданину будет назначено социальное пенсионное обеспечение.

В конечном итоге у инвалида перед обращением за пенсией должен получиться пакет документов, который включает в себя:

  • удостоверение личности;
  • СНИЛС;
  • заключение МСЭ о признании лица инвалидом;
  • стажевые документы;
  • подтверждение не страховых периодов;
  • свидетельство о заключении, расторжении брака (при наличии), о перемене имени (при наличии);
  • реквизиты банковского счета, если предполагается доставка пенсии на карточку или банковский счет.

Эти бумаги сдаются в ПФР вместе со специальным заявлением.

 

Порядок оформления

Оформление пенсии по инвалидности происходит в территориальном органе Пенсионного фонда России по месту жительства (регистрации, пребывания) гражданина. Направить заявление о назначении пенсии по инвалидности можно любым удобным способом:

  • лично обратиться к специалистам Клиентской службы ПФР;
  • через многофункциональный центр «Мои документы»;
  • по Почте России ценным заказным письмом с описью и уведомлением о вручении;
  • посредством сети интернет на портале Госуслуг или на сайте ПФР.

В последнем случае гражданин отправляет только заявление. Подтверждающие документы придется предоставить в ПФР в любом случае – либо принести их лично, либо отправив вместо себя доверенное лицо. Также допускается отправление документов через Почту России. Но по почте отправляются не оригиналы документов, а их заверенные копии.

Действовать через представителя можно и для оформления пенсии в ПФР или через МФЦ. Но если оформлением занимается посторонний человек, у него должна быть доверенность и удостоверение личности, которые также прикладываются к пакету документов. Стоит отметить, что в некоторых случаях сотрудники ПФР имеют право запросить уточняющие документы.

Порядок назначения страховой пенсии по инвалидности, равно как и социальной, предусматривает проверку поступивших сведений специалистами Фонда. Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, что соответствует 2 календарным неделям без учета праздничных выходных дней.

К юристу за помощью обратился Максим Ш. Мужчина отправил в ПФР документы о назначении пенсии по инвалидности через МФЦ, но прошло более недели, а ответа не последовало. Максим интересовался, как ему быть. Юрист сообщил, что срок рассмотрения обращения не может превышать 10 рабочих дней. Но сама пенсия будет начисляться не со дня рассмотрения обращения, а от даты признания Максима инвалидом.

По результатам обращения выносится решение о назначении пенсии. В случае положительного решения содержание устанавливается со дня признания гражданина инвалидом, то есть от даты вынесения заключения медико-социальной экспертизой. Если решение принято не в пользу гражданина, ему будет вынесен мотивированный отказ, который можно оспорить.

 

Как оспорить отказ в назначении пенсии

В большинстве случаев отказы в установлении пенсии связаны с «пробелами» в пакете документов. Оспаривать таковые отказы не нужно – достаточно «донести» недостающие бумаги. Но если в мотивировочной части отказа указаны иные основания, то в такой акт можно оспорить.

Начинать следует с составления жалобы на имя руководителя территориального органа ПФР, где рассматривалось обращение. Также можно пожаловаться и в прокуратуру. Но если согласие не достигнуто, гражданин вправе обратиться в суд.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (499) 113-25-16 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация