Споры с банком – помощь юриста
Вы хотите узнать, в каком случае банк будет судиться с клиентом, или сами готовы вступить в спор с кредитной организацией? В этом случае изучите этот материал, где консультативная помощь юриста дает ответ на самые распространенные ситуации.
В каком случае может возникнуть спор
Взаимоотношения человека и кредитной организации основаны на договорах. Соответственно, несоблюдение любой из сторон условий заключенного соглашения может стать основанием для спора. Однако поводом к возникновению конфликта может стать и сам договор, точнее несоответствие законодательству, что автоматически лишает его юридической силы.
Чаще всего претензии частных лиц связаны с оспариванием определенных действий кредитной организации, или же отдельных пунктов договора.
- Неправомерные требования банка. Например, кредитная организация неожиданно потребовала полного досрочного погашения кредита, несмотря на отсутствие соответствующих прав в договоре.
- Обнародование или передача 3-им лицам конфиденциальной информации.
- Неправильный расчет по вкладу или процентов по кредиту.
- Отказ в возврате средств клиента, размещенных на счете кредитной организации.
На самом деле можно подать заявление в суд на банк даже в том случае, если заемщик считает, что кредитная организация необоснованно отказала в кредите или отказалась предоставлять ипотеку на условиях, обозначенных в рекламе. Но возникают споры и по кредитным договорам, причем инициатором выступает дебитор.
В юридической практике был случай, когда клиент расплатился с банком досрочно, постоянно осуществляя платежи по кредиту с опережением графика. Поскольку кредитный договор предусматривал аннуитетный платеж, банк получил не только тело долга, но и проценты по кредиту в полном объеме. Но бывший дебитор после консультации с юристами сразу по совершению последнего платежа и получению мини-выписки об отсутствии задолженности подал в банк претензию с требование вернуть переплаченные проценты.
Банк отказался, и у мужчины не было иного выбора, кроме как обратиться в суд с требованием взыскать деньги, неустойку. Было выдвинуто обвинение в необоснованном обогащении. Суд удовлетворил иск в полном объеме, поскольку проценты начисляются только за срок использования кредитных денег. А в этой ситуации получилось, что проценты брались с опережением срока.
Но значительно чаще именно банки начинают спорить со своими клиентами. И причина в абсолютном большинстве случаев – нарушение условий кредитного договора.
В какой ситуации банк начинает судиться с клиентом
Как правило, причиной спора становится неполучение банком причитающейся ему по договору выгоды. Речь идет не только о кредитных договорах, но и о ситуациях, когда кто-то покушается на имущественные права организации.
Например, предметом залога стала приватизированная квартира. Дебитор просрочил платежи, и в итоге право собственности на квартиру отошло банку. Однако в квартире проживал гражданин, который отказался от имущественных прав при приватизации в обмен на право бессрочного проживания в квартире. Банк в обязательном порядке инициирует процесс выселения гражданина через суд.
Но все-таки причиной споров почти всегда выступает проблема с платежами по кредиту, когда есть фактическая или даже мнимая задолженность банку. Суд, при этом, почти всегда встает на сторону кредитной организации. Ведь именно клиент совершает просрочку платежа, то есть нарушает условия договора.
Судебное разбирательство
Ответчик вызывается на судебное заседание повесткой, в которой отмечается время и место рассмотрения дела. Гражданско-правовые споры, к которым относятся и требования по кредитам, крайне сложны для самостоятельного изучения. Стоит нанять квалифицированного юриста, который добьется минимизации расходов по итогам рассмотрения дела. В некоторых случаях грамотный юрист и вовсе может выиграть процесс и добиться принудительного расторжения кредитного договора.
Если дело дошло до суда, то надеяться на чудо нельзя и придется тщательно подготовиться к заседанию. Необходимо взять выписку о задолженности и сверить ее с суммой иска. Также стоит собрать все подтверждения платежей по кредиту. Придется обосновать, почему должник не исполнял свои обязательства по договору. При этом оперировать придется лишь фактами – давить на жалость или устраивать истерики в зале заседаний не нужно.
Не лишним будет и проверить срок исковой давности по вашему делу. Иногда кредитные организации нарушают процессуальные нормы в части исковой давности. Если с момента первой просрочки платежа прошло более 3 лет, при этом платежи более не совершались, то иск будет недействительным. Ведь срок давности отсчитывается не с момента истечения срока договора, а с момента, когда кредитор узнал о нарушении своих прав.
Поможет знание процессуальных норм в части составления актов и расчетов. Например, банк может потребовать слишком большую неустойку. Отсутствие ее обоснования позволит полностью избавиться от штрафных санкций и должнику останется выплатить только тело кредита. Если банк подал в суд за неуплату именно штрафов и пени, то нужно проверить, насколько расчеты банка верны и соответствуют ли они пунктам в кредитном договоре.
Конечно, когда у банка находится в залоге имущество, то здесь практикуется общее правило:
- предмет залога может быть взыскан только при задолженности в сумме 10-15% общего долга;
- предмет залога не может быть взыскан в счет уплаты процентов, если тело кредита выплачено досрочно.
На залоговое имущество при долге в 60% и более от суммы кредита это правило не распространяется. Не применяют его и в случаях ипотечного кредитования.
Также стоит иметь в виду, что иногда на гражданина «вешают» чужой кредит. Мошеннических схем существует достаточно, а злоумышленник может раздобыть копию паспорта. Если вы оказались в такой ситуации, то к процессу следует привлечь правоохранительные органы. Если дело еще не дошло до суда, то пишется заявление в полицию. Если же дело передано в суд, то к процессу можно привлечь прокурора.
В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.