Споры с врачом – помощь юриста
У вас возник конфликт с медицинским работником или медучреждением? Из этого материала вы узнаете, как можно обжаловать действия или бездействия врача и понадобится ли помощь юриста.
Возникновение конфликтной ситуации
Несмотря на многогранность жизни и не типичность ситуаций все-таки можно выделить основные причины возникновения конфликтов.
-
Грубость, хамское отношение к пациенту – любые действия медработника, наносящие оскорбление человеческому достоинству пациента.
-
Несвоевременное оказание медицинской помощи – «Скорая» приехала на вызов спустя большое количество времени, в поликлинике врач слишком занят или вовсе отсутствует по причине отпуска и прочие подобные ситуации.
-
Халатность медработников – низкое качество исполнения профессиональных обязанностей, которое повлекло причинение ущерба гражданину, ущемило его интересы.
-
Врачебная ошибка – неверная постановка диагноза, либо назначение лечения, неадекватного заболеванию, и подобные ситуации.
-
Прямой или косвенный отказ медработника от исполнения своих обязанностей – врач не осматривает пациента, не предпринимает диагностических действий, отказывается назначать лечение. Медсестра не выполняет сестринские действия – лечебные и иные процедуры в рамках своих обязанностей.
-
Завышенная стоимость лечения – больному назначается неоправданно дорогостоящее лечение или избыточная диагностика.
Любой конфликт дает право пациенту отстаивать свои права. Жалоба на действия врача, равно как и на его бездействие, должна быть рассмотрена компетентным лицом в любом случае. По факту обращения проводится проверка, по итогу обращения выносится решение.
Куда направить жалобу
Существует несколько вариантов обжалования действий (бездействия) сотрудников медицинской организации. Однако правильней всего начинать «снизу». Решение каждой из инстанций можно обжаловать в вышестоящем органе. При неудовлетворенном результате дело можно довести до суда.
1. Завотделением
Нередко «поставить на место» зарвавшегося врача или медсестру можно всего лишь жалобой на его действия завотделению. Зачастую хватает устного обращения, особенно если речь идет о хамстве или недобросовестном исполнении обязанностей. Как правило, такое обращение не остается без ответа и врач, с которым вышел конфликт, меняется на другого, или принуждается непосредственным руководителем к добросовестному исполнению обязанностей.
Однако можно подать жалобу и в письменной форме. В этом случае завотделением обязан принять ее к рассмотрению и вынести письменное решение с виновностью или не виновностью медработника.
2. Главврач
Если возникла спорная ситуация, то первым, к кому стоит обратиться, будет главврач медицинской организации. В подавляющем большинстве случаев эту должность занимает не просто хороший администратор и талантливый менеджер, но и практикующий медик. Именно он рассматривает основной поток обращений граждан, а его решение носит официальный характер и отображается в документах медицинской организации.
У главврача можно обжаловать решение завотделения. Заявление подается письменно, в нем указывается жалоба на врача поликлиники и не согласие с решением завотделения в ответ на обращение пациента. Ответ главврача должен быть представлен заявителю в течение 30 календарных дней.
3. Региональный Минздрав или Департамент здравоохранения
Если заявителя не удовлетворяет решение главврача, он вправе обжаловать его в региональном Департаменте или Минздраве. Жалоба подается только в письменной форме с обязательной регистрацией.
Сюда же подается жалоба на главного врача, если конфликт случился непосредственно с ним. Специалисты Министерства или Департамента в течение 30 суток с момента обращения обязаны провести проверку и вынести решение о привлечении/не привлечении виновных к ответственности. Решение направляется гражданину в письменной форме. Документ, равно как и его отсутствие, является достаточным поводом для обращения в следующие инстанции.
4. Прокуратура
Жалоба подается в прокуратуру в ответ на неправомерное решение Департамента или Министерства. Однако потребовать прокурорскую проверку можно на любой из стадий. Поскольку прокуратура является надзорным органом, она вправе рассматривать любые обращения граждан на тему ущемления их прав, интересов и свобод.
Срок рассмотрения обращения – все те же 30 дней. По факту обращения выносится решение, которое может быть обжаловано в Генпрокуратуре.
5. Суд
В суд стоит обращаться лишь в ситуациях, когда:
-
исчерпаны иные законные способы отстоять свои права;
-
необходимо потребовать возмещение причиненного ущерба.
Иск к врачам подается, если вследствие их действия (бездействия) причинен существенный вред здоровью, приведший к инвалидности или смерти пациента.
Вследствие ошибки в диагностике заболевание Валентина К. привело к осложнениям и необходимости длительного дорогостоящего лечения. Мужчина обратился к юристам с вопросом, как потребовать компенсацию за лечение и причиненный ущерб. Специалисты изучили обстоятельства дела и рекомендовали обратиться в суд с требованием компенсировать вред здоровью, материальный вред, а также взыскать финансовый ущерб вследствие необходимости проходить дорогостоящее лечение.
Иные способы подать жалобу
Гражданин имеет право обжаловать действия врача в страховой компании, по полису ОМС или ДМС которой он проходил обследование и (или) лечение. Страховая компания обладает достаточными полномочиями для проведения собственной проверки. По факту письменного обращения выносится постановление, которое направляется заявителю.
Также допускается обращение в полицию в случаях, когда с пациента вымогают деньги или в действиях (бездействии) врачей имеются признаки уголовного или административного преступления.
В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (499) 113-25-16 или написать его в форме ниже.