Вклады – помощь юриста

У вас есть претензии к кредитной организации относительно вашего вклада или депозита? В таком случае узнайте из этой статьи, как можно отстоять свои интересы и понадобиться ли вам помощь юриста.

Почему банк не отдает вклад

Казалось бы – дикость! Банк отказывается выдавать своему клиенту его же собственные деньги. Однако благодаря закону 115-ФЗ это стало не просто возможно, но и вообще превратилось в обычную практику. Кредитные организации прикрывают свое нежелание расставаться с деньгами клиента требованием предоставить источники получения финансов. И здесь начинается «самое интересное».

По большому счету, далеко не все смогут доказать фактическое происхождение средств. Например, как объяснить, что человек откладывал всю зарплату, а сам жил на «подножьем корме»? Еще хуже, когда накопления делала бабушка под подушкой, а перед смертью подарила сэкономленные с пенсии 500 000 внуку на совершеннолетие. И как человек в возрасте 18-ти лет сможет предоставить убедительные доказательства происхождения денег? Увы, но вопросов больше чем ответов…

Но люди жалуются, что не отдают вклад и по другим причинам:

  • внутренний регламент кредитной организации – некоторые банки выдают запрошенную сумму  не сразу, а спустя некоторое время после обращения;

  • отсутствие в кассе банка необходимой суммы – так банк может увиливать от требований клиента долгие месяцы, пока у человека не закончится терпение.

 

Какая сумма подлежит «заморозке»

В законе нет какого-либо специального ограничения, за исключением упоминания суммы в 600 000 рублей. Но это не значит, что банк не сможет потребовать экономического обоснования и по операции в объеме 50 тыс. руб. Уже был прецедент, когда кредитная организация заблокировала карту клиента при зачислении на нее означенной суммы.

С другой стороны, у многих граждан сумма на депозите составляет несколько сотен тысяч рублей. Случаев тотального отказа в выдаче средств до сих пор нет, как нет и однозначного утверждения о том, что все банки отказываются выплачивать деньги, пока что нет.

Что делать, если банк не выдает вклад

И все-таки, если банк неожиданно отказал клиенту в выдаче денежных средств с его счета, следует воспользоваться всеми инструментами давления на банк, которые гарантированы законодательством РФ.

 

Претензионный порядок

Стоит попытаться урегулировать спорное решение миром. Для этого необходимо потребовать у сотрудника банка предоставить письменный отказ в выдаче вклада с обязательным указанием причины.

Далее следует составить претензию, в которой указываются все обстоятельства нарушения вашего права как вкладчика. В претензии обязательно указывается:

  • суть проблемы, то есть отказ в выдаче вклада, с указанием времени, места и даты обращения;

  • реквизиты договора между вкладчиком и банком;

  • нормы законов, которые были нарушены специалистом кредитной организации;

  • уведомление об обращении в суд, если к определенному в претензии сроку (обычно 2-4 недели) вклад не будет выдан.

Григорию Д. банк отказался выдавать вклад в размере 350 000 рублей с начисленными процентами и потребовал экономическое обоснование получения мужчиной этой суммы изначально. Однако вкладчик обратился к юристам, которые помогли составить претензию к кредитной организации. Банк рассмотрел обращение клиента и принял решение выдать денежные средства без подтверждения источника их получения.

Если сумма не достигает 600 000 рублей, то с большой долей вероятности кредитная организация пойдет клиенту навстречу. Если банк заботится о своей репутации и не хочет лишней огласки, то он обязательно решит вопрос миром из опасения потерять часть вкладчиков.

 

Судебный порядок

Если банк не отдает вклад даже после получения претензии, вкладчику не остается иных способов получить свои деньги, кроме как обратиться в судебные органы. Прецеденты оспаривания неправомерных действий банка имеются.

Гражданин Алексеев разместил на счете 1 000 000 рублей, 80 000 которых были его личными накоплениями, 120 000 накоплениями жены, 800 000 деньгами, вырученными от продажи автомобиля. По истечению года банк отказал в выдаче наличных, потребовав подтверждения легального происхождения денег. Поскольку Алексеев не смог подтвердить документами происхождение 200 000 рублей, банк отказал в операции.
Мужчина обратился к юристам, которые изучили дело и порекомендовали обратиться в суд, подкрепляя свои претензии нормами Закона о защите прав потребителей, Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами, а также договором банковского обслуживания между Алексеевым и кредитной организацией. Суд встал на сторону клиента, принудив банк выдать вклад, оплатить неустойку и возместить расходы истца на судебные издержки и представителя.

 

Алгоритм обращения в суд 

  1. составляется заявление в суд с указанием причины;

  2. прикладывается пакет документов (кредитный договор, письма в банк и из банка, ответы на претензии и пр.);

  3. участие в судебном заседании и с аргументированным отстаиванием своей позиции.

Решение суда по вкладу может не удовлетворить истца, что позволяет перенести спор в следующую инстанцию. Однако если доходы получены законным путем и есть хотя бы одно обоснование этому, то суд, скорее всего, встанет на сторону вкладчика. Отрицательные решения в большинстве случаев выносятся, если истец не может пояснить происхождение денежных средств.

Суд принимает во внимание не только документы, но и свидетельские показания. Например, на судебном заседании удастся доказать, что накопления фактически производились истцом, если кто-либо подтвердит, что гражданин использовал разные источники финансирования (подарки на праздники, продажа каких-то ненужных личных вещей и пр.).

Но не всякий отказ будет поводом для обращения в суд. Например, в сентябре 2018 от многих поступали жалобы, что МКБ не выдает вклады. На самом деле отказ был связан с техническим сбоем, что должно быть учтено клиентом, интересы которого оказались нарушены. Однако если на руках у человека будет фактический отказ в выдаче вклада, из-за которого он не смог осуществить важную сделку, то он будет вправе потребовать с кредитной организации компенсацию убытков, которые он понес из-за неправомерных действий банка.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация