Консультируйтесь бесплатно
Задать вопрос юристу

Юридическая помощь
в Москве и Московской области

Доверьте решение своего дела профессионалам или прочитайте как действовать самому.
Все это Вы можете сделать на сайте «Правда Закона»

Задайте вопрос опытному юристу бесплатно!

Вопрос направят юристу соответствующего направления и он перезвонит
в течение 5 минут

Задать вопрос

Отправляя контактные данные
Вы соглашаетесь на обработку
персональных данных.

Статья:

Взыскание компенсаций

У вас возник спор с медицинской организацией, и вы хотите потребовать компенсацию нанесенного вам ущерба? В этой статье будет рассмотрен вопрос разрешения подобных конфликтов и помощь юриста, которая потребуется человеку.

С кого требовать компенсацию

В случае необходимости потребовать с больницы компенсацию, ответчиком выступает не конкретный медицинский работник, причинивший ущерб, а все учреждение. Это важно понимать, поскольку именно работодатель (а в роли работодателя выступает медучреждение) несет материальную ответственность за действия персонала.

Стоит ли подать заявление в суд на врача? Это действие будет иметь смысл только в случае, если клиника «позаботилась» о своей безопасности и умудрилась уволить специалиста задним числом. Но в этом случае возникает резонный вопрос: как не работающий в организации врач мог вести прием и назначать лечение клиентам больницы? Следовательно, при возникновении подобного казуса стоит обратиться не только в надзорные органы Минздрава, но и привлечь к делу прокурора.

С точки зрения закона не всякое действие (или бездействие) может иметь достаточные основания для компенсации в судебном или досудебном порядке. К таковым не относятся:

  • смерть человека по причине смертельного заболевания;

  • несчастный случай, не связанный с действиями (бездействием) персонала больницы;

  • течение тяжелого заболевания, равно как и его диагностика в условиях недостатка объективных данных исследований.

По сути, только недостатки диагностики и лечебного процесса могут послужить поводом, чтобы подать иск в суд на больницу.

 

С чего начать

Законодательство предусматривает претензионный порядок разрешения конфликтных ситуаций между пациентами и медицинскими организациями. Это значит, что не довольный медицинским обслуживанием пациент должен обратиться с требованием компенсировать ущерб непосредственно к руководству больницы.

Софья А. проходила лечение атопического дерматита в клинике. Из-за врачебной ошибки была назначена неадекватная терапия. Вследствие этого потребовался перевод девушки в отделение интенсивной терапии и последующее лечение поджелудочной железы и печени. Софья обратилась к юристам с вопросом, как привлечь клинику к ответственности.
Девушке было рекомендовано направить претензию в адрес руководства больницы, в которой изложить суть дела и обозначить требование компенсации. Также в претензию посоветовали включить пункт, предусматривающий обращение в суд в случае отказа администрации решить спор мирным путем.

Ответ на претензию должен поступить в письменном виде в течение 10 дней с момента регистрации обращения. При отсутствии реакции на претензию пациент имеет право подать исковое заявление в суд, в котором обозначить попытку мирного урегулирования спора и отказ медицинской организации от этого, в том числе путем игнорирования претензии.

Разрешение споров в досудебном порядке возможно, если администрация действительно признает вину врача и не хочет лишней огласки. Но как показывает практика, в большинстве случаев мирно урегулировать вопрос оказывается невозможно. И у пострадавшей стороны не остается иного выхода, кроме как подать заявление в суд на больницу.

 

Подготовка к суду

После претензионных действий при получении неудовлетворительного ответа, или в отсутствие ответа, пишется исковое заявление в суд общей юрисдикции. В качестве приложений используются различные доказательства.

  • Доступные медицинские документы, относящиеся к делу. При этом пациент имеет право затребовать копию медицинской карты и историю болезни из медучреждения. Учитывая, что больница не заинтересована в предоставлении таких данных, можно отметить в иске ходатайство о представлении документации и ее приобщение к делу.

  • Заключения независимых экспертов и комиссий, узких специалистов, особенно «светил медицины» и высококвалифицированных специалистов, мнение которых поможет аргументировать позицию истца.

  • Мотивировочное заключение комиссии, созываемой страховой компанией, полис которой использовался для оплаты лечения. Экспертиза страховщика является досудебной и оценивает качество оказанных лечебных мероприятий и их соответствие ситуации.

  • Свидетельские показания и иные доказательства, относящиеся к делу.

В исковом заявлении указывается ход событий (с датами, фамилиями и местами), фактические нарушения, перечень доказательств нарушений, причиненный вред и доказательства этого факта, нарушенные законы. Также выдвигаются исковые требования, в которых обозначена сумма требуемой компенсации (с обоснованием и отсылкой к законодательству).

 

Как подать в суд на больницу и выиграть процесс

Споры о качестве и адекватности лечения с  медицинской организацией сложны, поскольку медики пользуются не знанием пациентом и судом особенностей течения патологий и физиологических состояний. Поэтому без привлечения независимых экспертов и юристов выиграть дело крайне сложно.

Например, представитель медицинской организации может объяснить возникновение осложнения индивидуальными особенностями организма пациента. Но финальной точкой в подобном споре будет заключение независимой комплексной медэкспертизы, которую назначает суд в двусмысленной ситуации.

 

Можно ли оспорить решение суда

Законодательство позволяет человеку не согласиться с решением суда общей юрисдикции и оспорить его в вышестоящем суде.

  1. Апелляционная жалоба подается в тот же суд, который вынес решение. К сожалению, во многих случаях суд апелляционной инстанции оставляет решение без изменений, что требует обращения в следующую инстанцию.

  2. Кассационная жалоба подается в Президиум областного суда или в Коллегию по гражданским делам ВС РФ. Следует учесть, что эта инстанция определяет законность вынесенного решения на основании правовых норм. Следовательно, пересмотр дела возможет только в случае, если суд направит дело на повторное слушание в первую инстанцию.

  3. Надзорная жалоба подается в Верховный суд РФ. Эта инстанция также не занимается пересмотром дела, а производит ревизию решений предыдущих судов. Как правило, при правоте истца именно на этой стадии его ожидает успех.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

 

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

logo

Коротко опишите Вашу ситуацию в форме.

Коротко опишите Вашу ситуацию в форме, мы подберем специалиста,
перезвоним в течение 10 минут и БЕСПЛАТНО Вас проконсультируем.
Поможем в любом вопросе!

Юрист получил ваш вопрос, и готов на него ответить!