Взыскание компенсаций – помощь юриста

У вас возник спор с медицинской организацией, и вы хотите потребовать компенсацию нанесенного вам ущерба? В этой статье будет рассмотрен вопрос разрешения подобных конфликтов и помощь юриста, которая потребуется человеку.

С кого требовать компенсацию

В случае необходимости потребовать с больницы компенсацию, ответчиком выступает не конкретный медицинский работник, причинивший ущерб, а все учреждение. Это важно понимать, поскольку именно работодатель (а в роли работодателя выступает медучреждение) несет материальную ответственность за действия персонала.

Стоит ли подать заявление в суд на врача? Это действие будет иметь смысл только в случае, если клиника «позаботилась» о своей безопасности и умудрилась уволить специалиста задним числом. Но в этом случае возникает резонный вопрос: как не работающий в организации врач мог вести прием и назначать лечение клиентам больницы? Следовательно, при возникновении подобного казуса стоит обратиться не только в надзорные органы Минздрава, но и привлечь к делу прокурора.

С точки зрения закона не всякое действие (или бездействие) может иметь достаточные основания для компенсации в судебном или досудебном порядке. К таковым не относятся:

  • смерть человека по причине смертельного заболевания;

  • несчастный случай, не связанный с действиями (бездействием) персонала больницы;

  • течение тяжелого заболевания, равно как и его диагностика в условиях недостатка объективных данных исследований.

По сути, только недостатки диагностики и лечебного процесса могут послужить поводом, чтобы подать иск в суд на больницу.

 

С чего начать

Законодательство предусматривает претензионный порядок разрешения конфликтных ситуаций между пациентами и медицинскими организациями. Это значит, что не довольный медицинским обслуживанием пациент должен обратиться с требованием компенсировать ущерб непосредственно к руководству больницы.

Софья А. проходила лечение атопического дерматита в клинике. Из-за врачебной ошибки была назначена неадекватная терапия. Вследствие этого потребовался перевод девушки в отделение интенсивной терапии и последующее лечение поджелудочной железы и печени. Софья обратилась к юристам с вопросом, как привлечь клинику к ответственности.
Девушке было рекомендовано направить претензию в адрес руководства больницы, в которой изложить суть дела и обозначить требование компенсации. Также в претензию посоветовали включить пункт, предусматривающий обращение в суд в случае отказа администрации решить спор мирным путем.

Ответ на претензию должен поступить в письменном виде в течение 10 дней с момента регистрации обращения. При отсутствии реакции на претензию пациент имеет право подать исковое заявление в суд, в котором обозначить попытку мирного урегулирования спора и отказ медицинской организации от этого, в том числе путем игнорирования претензии.

Разрешение споров в досудебном порядке возможно, если администрация действительно признает вину врача и не хочет лишней огласки. Но как показывает практика, в большинстве случаев мирно урегулировать вопрос оказывается невозможно. И у пострадавшей стороны не остается иного выхода, кроме как подать заявление в суд на больницу.

 

Подготовка к суду

После претензионных действий при получении неудовлетворительного ответа, или в отсутствие ответа, пишется исковое заявление в суд общей юрисдикции. В качестве приложений используются различные доказательства.

  • Доступные медицинские документы, относящиеся к делу. При этом пациент имеет право затребовать копию медицинской карты и историю болезни из медучреждения. Учитывая, что больница не заинтересована в предоставлении таких данных, можно отметить в иске ходатайство о представлении документации и ее приобщение к делу.

  • Заключения независимых экспертов и комиссий, узких специалистов, особенно «светил медицины» и высококвалифицированных специалистов, мнение которых поможет аргументировать позицию истца.

  • Мотивировочное заключение комиссии, созываемой страховой компанией, полис которой использовался для оплаты лечения. Экспертиза страховщика является досудебной и оценивает качество оказанных лечебных мероприятий и их соответствие ситуации.

  • Свидетельские показания и иные доказательства, относящиеся к делу.

В исковом заявлении указывается ход событий (с датами, фамилиями и местами), фактические нарушения, перечень доказательств нарушений, причиненный вред и доказательства этого факта, нарушенные законы. Также выдвигаются исковые требования, в которых обозначена сумма требуемой компенсации (с обоснованием и отсылкой к законодательству).

 

Как подать в суд на больницу и выиграть процесс

Споры о качестве и адекватности лечения с  медицинской организацией сложны, поскольку медики пользуются не знанием пациентом и судом особенностей течения патологий и физиологических состояний. Поэтому без привлечения независимых экспертов и юристов выиграть дело крайне сложно.

Например, представитель медицинской организации может объяснить возникновение осложнения индивидуальными особенностями организма пациента. Но финальной точкой в подобном споре будет заключение независимой комплексной медэкспертизы, которую назначает суд в двусмысленной ситуации.

 

Можно ли оспорить решение суда

Законодательство позволяет человеку не согласиться с решением суда общей юрисдикции и оспорить его в вышестоящем суде.

  1. Апелляционная жалоба подается в тот же суд, который вынес решение. К сожалению, во многих случаях суд апелляционной инстанции оставляет решение без изменений, что требует обращения в следующую инстанцию.

  2. Кассационная жалоба подается в Президиум областного суда или в Коллегию по гражданским делам ВС РФ. Следует учесть, что эта инстанция определяет законность вынесенного решения на основании правовых норм. Следовательно, пересмотр дела возможет только в случае, если суд направит дело на повторное слушание в первую инстанцию.

  3. Надзорная жалоба подается в Верховный суд РФ. Эта инстанция также не занимается пересмотром дела, а производит ревизию решений предыдущих судов. Как правило, при правоте истца именно на этой стадии его ожидает успех.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

 

Поделиться:

Бесплатная консультация