Жалоба на пристава – помощь юриста

Обеспечение исполнения решения судьи возлагается на ФССП России. Однако судебные приставы в ряде случаев могут совершать действия, которые нарушают чужие права и интересы. Разберемся в этом материале, как можно оспорить неправомерные действия сотрудников ФССП и понадобится ли в этом вопросе помощь юриста в Москве.

Причины недовольства

Служба судебных приставов буквально «завалена» работой. Поэтому ее сотрудники, порой, своими действиями нарушают чужие права и интересы. Причем «под раздачу» могут попасть не только должники, с которыми работают сотрудники ФССП, но и третьи лица, права которых так или иначе ущемляются.

Чаще всего причинами недовольства являются:

  • возбуждение производства по делу, по которому должник уже исполнил свои обязательства в полном объеме – то есть долг оказался погашен и решение судьи как формально, так и фактически оказалось исполнено;

  • отказ в возбуждении исполнительного производства – несмотря на действительное решение суда и прочие формальности, сотрудники ФССП отказываются вести исполнительное производство или возбуждать его;

  • возврат решений без исполнения – судебный пристав не применил к должнику методов воздействия и закрывает дело;

  • незаконное изъятие имущества, или нарушение регламента изъятия имущества;

  • не соответствие выводов оценки фактической стоимости арестованного и описанного имущества;

  • передача имущества должника непосредственно адресату, по заниженной стоимости или без предварительной оценки;

  • хамство сотрудника ФССП.

Судебные приставы изъяли автомобиль Вячеслава Л. в пользу его бывшей супруги в счет оплаты задолженности по алиментам в размере 75 000 руб. Мужчину возмутила ситуация, ведь рыночная стоимость изъятого автомобиля превышала 300 000 руб. Вячеслав обратился к юристу в Москве с просьбой помочь разобраться в деле.
Специалистом была составлена жалоба на постановление судебного пристава. Старший пристав оставил обращение без внимания. Адвокат составил  исковое заявление в суд, который признал постановление сотрудника ФССП незаконным и обязал взыскателя вернуть имущество.

 

Кому жаловаться на пристава?

Если действия сотрудника ФССП вызывают обоснованное недовольство со стороны должника или взыскателя, оба имеют право обжаловать их. И здесь есть несколько вариантов поведения – прямой иск в суд, либо попытка погасить конфликт в досудебном порядке.

Жалобы в пределах ФССП

Первая инстанция – старший пристав. Он отвечает за работу вверенного отделения и контролирует деятельность подчиненных – рядовых исполнителей. Следовательно, в силу своих полномочий, он может предпринять ряд мер:

  • отменить постановление сотрудника ФССП полностью;

  • частично удовлетворить требования заявителя;

  • оставить жалобу без удовлетворения.

Жалоба главному приставу – наиболее логичный способ оспорить действия старшего пристава. Если неправомерность действий очевидна и легко доказуема, главный пристав предпримет меры по восстановлению справедливости. Ведь он в принципе заинтересован в отсутствии претензий к  работе подчиненных отделов. К главному приставу следует обращаться, если заявитель оказался не удовлетворен результатами рассмотрения жалобы старшему приставу, либо если исполнительный документы (постановления) подписаны им.

 

Обращение в прокуратуру

Прокуратура в России выполняет общий надзор. Поэтому гражданин, недовольный результатами деятельности сотрудников ФССП, может обратиться в этот орган. В прокуратуре может быть рассмотрена:

  • жалоба на пристава исполнителя;

  • жалоба на старшего пристава;

  • жалоба на главного пристава.

Закон позволяет обжаловать любые действия ФССП непосредственно у прокурора, предварительного обращения к главному или старшему приставу не требуется.

У Ильи А. приставы описали домашнюю бытовую технику по задолженности сына. При этом сотрудники московского подразделения ФССП не удосужились установить истинного хозяина имущества. Мужчина обратился к юристам и попросил их помочь разобраться в деле, но так, чтобы создать дополнительные проблемы ФССП.
По итогам разбора ситуации, адвокаты помогли составить жалобу на сотрудников ФССП в прокуратуру. По результатам прокурорской проверки было вынесено предписание по устранению нарушений в действиях ФССП. Имущество Илье было возвращено.

 

Исковое заявление в суд

Еще один действенный способ восстановления справедливости – жалоба на судебного пристава в суд. Судебный порядок стоит рассматривать исключительно в виде крайней меры, поскольку судебный процесс длится долго и стоит недешево.

Однако именно через суд можно решить спор, в котором очевидность неправомерности действий вызывает большие сомнения. Также через суд заявитель имеет право потребовать компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников ФССП.

Виктории Г. суд присудил выплатить задолженность кредитной организации. Девушка заняла деньги у знакомых и перечислила долг в полном объеме взыскателю в день возбуждения исполнительного производства по делу, о чем уведомила пристава, когда он обратился к ней для взыскания долга. Пристав проигнорировал предоставленные платежные документы и наложил арест на автомобиль – единственный источник дохода Виктории.
Девушка обратилась к адвокату, который взялся вести дело. Не добившись результатов по жалобам в вышестоящие инстанции, юрист перенес рассмотрение дела в суд. В ходе судебного заседания была доказана неправомерность ареста имущества. Исковое заявление содержало просьбу взыскать компенсацию морального вреда. Суд счел доводы адвоката разумными и удовлетворил иск.

 

Сроки обжалования

На обжалование постановления лицу отводится 10 дней с момента, когда постановление было вынесено, либо когда заявитель узнал (должен был узнать) об этом. Сроки рассмотрения обращений составляют от 10 до 30 дней, в зависимости от того, куда направляется жалоба.

Срок давности можно восстановить, если заявитель докажет, что пропустил его по уважительной причине. К таковым относятся:

  • болезнь;

  • командировка;

  • обоснованное нахождение в другом месте (например, отпуск, похороны, свадьба).

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация