Массовый расстрел в Забайкалье: какое наказание грозит убийцам сослуживцев?
Прецедент аналогичный вч 54160
В феврале 1987 г. произошел идентичный случай. Также были застрелены восемь военнослужащих. Боец Артурас Сакалаускас, длительное время терпевший унижения от «братьев по оружию», убил сослуживцев, планирующих его изнасилование в вагоне поезда. Переодевшись в чистую одежду, парень вооружился пистолетом «Макаров» и застрелил своих обидчиков и начальника караула. От его руки погиб и проводник вагона, предпочитавший не вмешиваться в происходящие на его глазах издевательства.
Как распорядилась Фемида в 87-м
Тогда солдата изначально признали вменяемым и отдающим себе отчет в своих действиях. Он был этапирован в «Кресты». Но в течение следственного процесса у Сакалаускаса стали все больше проявляться признаки реактивного психоза. Врачебная комиссия постановила: военнослужащий психически болен. Артурас провел пять лет в психиатрической клинике на принудительном лечении. Как сложилась его судьба в дальнейшем, неизвестно.
Дедовщина не ушла в прошлое!
Расстрел солдатом сослуживцев представляет собой инцидент в вооружённых силах, когда бойцом совершается массовое убийство служащих с ним бойцов. Подобные преступления случаются и в мирные времена, и во время войн в самых разных странах мира и всегда становятся достоянием общественности. Они вызывают в массах эффект взрыва! Сторонники применения к убийце самой суровой кары яростно спорят с оппонентами, настаивающими на оправдательном приговоре.
То же происходит и сейчас: социальные сети бурлят. Перестрелявший мучителей солдат ожидает решения своей участи. В данный момент ему грозит 20 лет лишения свободы либо пожизненное заключение. Однако собраны тысячи подписей под петициями в защиту Рамиля. В его судьбе принимают участие «Комитет солдатских матерей», мусульманские религиозные деятели и подписчики.
Родители погибших солдат убеждены: из ситуации можно было найти несколько вариантов выхода (побег, жалоба командованию, обращение в СМИ и т.п.). Один из отцов рассказывает, что и он во время прохождения службы в армии натерпелся от старослужащих. Сами командиры кидали в солдат стулья! Но при этом, по его словам, никто ни в кого не стрелял. Неубедительный аргумент. Не каждый способен вытерпеть принуждение мыть лицо в унитазе.
Защитники убийцы настаивают: парень, которому грозило изнасилование, был вынужден защищать себя сам. Других альтернатив не имелось. Это подтверждают слова жертвы дедовщины. Шамсутдинов говорит о невозможности побега с охраняемой территории и командирах, организовывавших глумление над ним.
После видео с кадрами его унижения долго не можешь прийти в себя, - настолько происходящее отвратительно! Как утверждают свидетели, молодой человек регулярно подвергался избиению, к которому вскоре добавилось негативное моральное давление. У него отнимали личные вещи, но он никому не жаловался. Не хотел прослыть «стукачом».
Вменяем Рамиль Шамсутдинов или нет?
По логике вещей, военная медицинская комиссия не могла направить на службу человека с больной психикой, представляющего опасность для окружающих. Как неадекватной личности могли доверить боевое оружие? Знакомые, учителя, бывшая девушка, друзья и родственники Шамсутдинова характеризуют его как спокойного, позитивного, дружелюбного и веселого человека, неимевшего проблем с психикой. Отец военнослужающего, после встречи говорит, что адекватен, крыша не поехала.
Но, что характерно, военное руководство теперь утверждает: массовое убийство – следствие личных проблем, несвязанных с дедовщиной. Кроме того, якобы, сам Рамиль – агрессивный, неуравновешенный и конфликтный. Почему же такой «проблемный» человек был направлен на службу пулеметчиком?
Оценка ситуации с точки зрения юриста
Будет неверным отнести массовый расстрел в армии к преднамеренному убийству сослуживцев. Также его нельзя поставить в один ряд с умерщвлением солдат, служащих в войсках союзников, - с, так называемым, «огнем по своим». Это объяснимо: происшествия случаются в период боевых операций ввиду неправильного обращения с оружием, грубых нарушений техники безопасности и т.п.
Массовое убийство товарищей по оружию – не следствие ошибки, не террористический акт и не несчастный случай.
Если комиссия, в которой непременно присутствуют врачи-психиатры и психологи, признает субъекта невменяемым, он будет направлен на принудительное пожизненное лечение в психиатрическую клинику закрытого типа для психически больных, совершивших уголовное преступление. Экспертиза также изучает физическое состояние обвиняемого, указывающее на его систематические истязания.
В случаях, когда судмедэкспертиза устанавливает, что преступник вменяем, готовился к совершению деяния и отдавал себе отчет в производимых действиях, виновного ожидает наказание по ст. 105 УК РФ «Убийство». Учитывая число погибших, логично было бы говорить об обязательном пожизненном заключении. Однако практика показывает, что случаи массовых расстрелов в армии практически всегда сопряжены с сильнейшими эмоциональными срывами по причине моральных и физических страданий, наносимых субъекту будущими жертвами. Пострадать от действий доведенного до отчаяния индивидуума могут и непричастные лица, случайно оказавшиеся в момент трагедии рядом с виновными в инциденте.
Что грозит офицерскому составу?
Зачастую командиры виновного солдата отделываются взысканиями и даже не всегда бывают уволены. Но при наличии у подсудимого хорошего адвоката, часть вины будет переложена на командный состав. Офицеры также могут оказаться на скамье подсудимых.