Проблемы "Двойников" в России

Кажется маловероятным полное совпадение ФИО и даты рождения, однако факт есть факт: от действий «двойников» ежегодно страдает множество граждан. И целая череда законодательных инициатив, похоже, наконец позволит избежать ответственности за чужие действия.

Суть проблемы

В России проживает свыше 146 млн. человек. Вполне естественно, что у многих людей могут совпадать такие данные, как фамилия, имя, отчество и дата рождения. Меньшее количество совпадений по регионам и населенным пунктам. И из-за подобного «дубляжа» возникли прецеденты, когда один человек неожиданно подвергается санкциям со стороны ФССП за действия другого.

В качестве примера стоит привести ситуацию с гражданином М., с зарплатной карточки которого ФССП списала порядка 18 000 руб. за долг «двойника». При этом службу не смутило, что задолженность образовалась в Волгоградской области, а гражданин М. постоянно проживает в Екатеринбурге.

Все дело заключается в особенностях поиска должника. Сегодня пристав-исполнитель во всю пользуется информационными технологиями и ищет «клиента» по базам данных банков, учреждений и ведомств. При этом запрос содержит всего 2 критерия отбора.

  1. Фамилия, имя и отчество – первый идентификатор.
  2. Дата рождения – второй идентификатор.

Место рождения исключается по той лишь причине, что оно может быть указано по-разному. Однако с некоторой долей вероятности может совпасть и этот идентификатор.

Если пристав получает положительный ответ на свой запрос, то человек считается «попавшимся» – дальше сотрудники ФССП «не копают» (им банально некогда, отделения перегружены работой). И отвечать по исполнительному листу приходится уже тому, кого нашел пристав, а не фактическому должнику.

Житель Калининградской области оказался «двойником» злостного неплательщика. Сначала добропорядочный гражданин не смог открыть счет в банке, а затем его автомобиль неожиданно оказался арестован. Печальное в этой ситуации то, что сделка купли-продажи авто сорвалась как раз из-за наложенного ареста и его несвоевременного снятия.

 

Как решается проблема сейчас

Гражданин, который пострадал от неправомерных действий ФССП, имеет право обратиться с жалобой к руководству отделения, сотрудник которого накладывает взыскание. Деньги должны быть возвращены, аресты и ограничения сняты. Но это в теории. На практике, увы, возникает множество проблем.

В первую очередь, это невозможность урегулировать вопрос по телефону. Во-первых, пристав не будет слушать устные объяснения гражданина. Во-вторых, он не обязан принимать на веру все, что ему будет сказано. Необходимо доказать (документально) свою непричастность к исполнительному производству (да-да, доказывание невиновности в ГПК возлагается на заявителя). К тому же, до пристава-исполнителя подчас невозможно дозвониться, равно как и до его руководства.

Вторая проблема – территориальная доступность. Чтобы нанести личный визит в отделение, до него нужно добраться. Для жителей некоторых населенных пунктов это может стать проблемой. Например, поселок Советский Межевского района Костромской области удален от ближайшего отделения ФССП на 50 км., рейсового автобуса нет, а «частник» возьмет более 500 руб. за поездку. При этом не факт, что получится утрясти вопрос там – исполнительное производство может вестись и за «три-девять земель».

Третья проблема – время. Человеку нужно отпроситься, чтобы посетить отделение ФССП. Но руководство предприятия, на котором работает «псевдодолжник» может не согласиться предоставить отгул.

Конечно, вопросы можно было бы решить и по почте. Вот только и почтовая связь в стране работает из рук вон плохо, и времени это займет неприлично много. Опять же, многим становится непонятно, как именно составлять жалобу, какие документы прикладывать.

Существует еще один канал подачи жалобы – в электронном виде. Наконец, можно обратиться в прокуратуру. Но сути происходящего это не меняет – проблему придется решать. И если «главный пристав страны» Д. Аристов призывает (и даже обязывает) подчиненных незамедлительно реагировать на все поступающие жалобы, в которых граждане ссылаются на ошибки, то вот рядовые исполнители не спешат реагировать на заявления граждан.

 

Как собираются решить проблему

С проблемой ответственности за действия «двойников» борются на высшем уровне. В качестве одной из мер уже работает (с 2017 года) внесение в исполнительный лист дополнительного идентификатора по административным делам. Проблем больше не наблюдается, хотя в недавнем прошлом законопослушным водителям приписывали штрафы их «двойников»-нарушителей.

Соответствующие поправки собираются принять сразу в 3 кодекса – КАС, ГПК и АПК. И в соответствии с ними по всем делам, принимаемым к судопроизводству, при указании ответчика истцом должна быть предоставлена дополнительная идентифицирующая информация – тот же СНИЛС и ИНН. Подобными сведениями обладают стороны договорных отношений. Есть они и в случае, когда исковое заявление на гражданина поступает от юридического лица – банка, ФНС и т.д.

Но как быть в ситуации, когда обе стороны спора – физические лица? Например, вряд ли жертве затопления квартиры известны номера ИНН и СНИЛС виновника, который отказывается компенсировать ущерб. Но на этот случай законодатели предусматривают разграничение требований по отдельным категориям дел.

При судебной тяжбе между физическими лицами никаких дополнительных идентификаторов указывать не придется. Но и ошибки, к сожалению, все так же будут возникать. Однако из-за уменьшения их числа скорость обработки жалоб возрастет многократно.

 

В заключение

Авторство законодательной инициативы принадлежит Верховному суду Российской Федерации. ВС РФ заинтересован в повышении качества правосудия и оптимизации нагрузки на суды, но при этом высшая инстанция желает сохранить основополагающие принципы гражданского и административного судопроизводства.

Сейчас в Госдуме действует рабочая группа, которая занимается проработкой проекта. В целом, депутатам под руководством П. Крашенинникова, необходимо разработать законопроекты как по реформированию судопроизводства, так и всего судоустройства России.

Конечно, законодательная инициатива не полностью решает проблему. Ведь «дополнительных идентификаторов» все также не требуется в спорах между физическими лицами. Однако шансы по ошибке «попасть под раздачу» резко сокращаются. А если учесть, что жалоб в ФССП станет меньше, то и обрабатываться они будут быстрее. И люди перестанут страдать от действий «двойников» подобно гражданке Н. из Екатеринбурга, которой банк отказал в выдаче кредитной карты из-за плохой кредитной истории ее «двойника».

Поделиться:

Бесплатная консультация