Санкции в отношении России

Международная политика России не находит поддержки и понимания у мирового сообщества, в связи с чем на страну наложены санкции. Причем для введения ограничительных мер страны-участницы НАТО, Евросоюза и G7 находят исключительно формальные поводы. Но обо всем по порядку.

 

История санкционного давления

Санкции нельзя считать изобретением XXI и даже XX века. В отношении России, например, они применялись уже в XVI веке, во времена правления Ивана Грозного. Тогда инициатором санкционной политики выступило государство ливонских крестоносцев.

В дальнейшей истории государства описаны меры, напоминающие санкционные, которые применяли другие страны. Тогда еще не было принято называть потенциальных врагов «партнерами» и некоторые ущемления прав приводили к вооруженным конфликтам. Все то же «дело Шлитте» XVI века вылилось в затяжную Ливонскую войну.

Но в современном мире открытое вооруженное противостояние ядерных держав по известным причинам невозможно. И крупнейшие экономики мира решили развязать гибридную войну с основным упором на «экономическое оружие», что и именуется сегодня санкциями со стороны западных «партнеров».

Вполне естественно, что у России есть не только право защищаться, но и не менее действенное оружие – пакеты контрсанкций регулярно применяются против агрессоров. Причем уже на первый пакет ограничительных мер, обошедшийся стране в 1,5% ВВП, Россия ответила контрсанкциями, которые привели к значительным экономическим потерям стран Евросоюза – Испании, Греции, Италии, Нидерланды и др.

Но не стоит вдаваться в санкционную войну, пытаться отыскать в ней виноватого (просто потому что и без того очевидно, кто выступает агрессором и по какой причине). Стоит рассмотреть санкционный вопрос через правовую и экономическую призмы в той части, которая касается жителей страны.

 

 

Юридические последствия для контрактов международного уровня

Конечно, самый значимый критерий – неисполнение контрактов международного уровня. То есть невозможность поставки определенных товаров в Россию, или же оплата экспорта товаров из нашей страны. Поскольку не все сделки напрямую попадают под санкционный удар, отечественную фирму может просто «зацепить» рикошетом. И с правовой точки зрения санкции будут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть к форс-мажору.

Но несмотря на кажущуюся простоту закрытия сделок, попавших под удар, обязательства по контрактам могут быть прекращены только при соблюдении 2 условий

  1. Обстоятельства непреодолимой силы действительно возникли. То есть сделка де юре попадает под санкции и не может быть исполнена одной или обеими сторонами договора.
  2. Имеется документ, подтверждающий наступление форс-мажорных обстоятельств. В правовом поле Российской Федерации к таковым документам относится Сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Документ выдается Торгово-промышленной палатой РФ и имеет юридический статус.

Получить необходимый документ можно только по официальному запросу в ТПП, при этом придется обосновать факт обращения. После рассмотрения заявления принимается решение о выдаче Сертификата или отказе в нем.

 

Правовые последствия санкций для сделок внутри страны

Но если с международными сделками и их окончанием по причине форс-мажора все относительно понятно, то вот для российских компаний ситуация уже не столь однозначна.

Компания Е. обязалась поставить своему клиенту партию товара. Однако ввоз товара из-за границы оказался невозможен, поскольку попал под действие санкций. Клиент компании Е. обращается в суд с требованием взыскать средства, перечисленные по договору, а также штрафные санкции согласно условиям контракта. Суд встает на сторону истца и удовлетворяет иск в полном объеме.

Позиция суда объясняется положениями п.1 ст 2. ГК РФ – предпринимательская деятельность связана с рисками. Учитывая, что в отношении страны ведется «санкционная война», компания Е. из примера могла предвидеть введение запрета на ввоз товаров, следовательно, возникшие обстоятельства не являются форс-мажором.

Несколько исправляет ситуацию положения ст. 416 и 417 все того же Гражданского кодекса. Если исполнение контракта полностью или частично стало невозможным ввиду принятых в России правовых актов, положения договора утрачивают силу. Но здесь может действовать общеправовой режим.

Если в указанном примере компания Е. обязалась импортировать товар именно из страны, попавшей в контрсанкционный список, договор утрачивает силу. Но если такой формулировки в контракте на поставку не имеется, то компания Е. имеет право импортировать предмет соглашения из другой страны, в отношении которой санкции не введены. При этом разница в закупочной цене ни суд, ни контрагента, ни ТПП не волнует.

 

Процессуальная сторона

Однако даже если предположить, что компания теоретически может осуществить поставку санкционного товара из-за границы, то это еще не значит, что ей позволят это сделать. Все дело в отношении таможни: груз может оказаться задержан на границе, следовательно исполнить договор будет невозможно.

В такой ситуации единственное, что можно сделать – сослаться на форс-мажор. И при вынесении решения судья обязательно учтет, что исполнению условий контракта препятствует 3-е лицо. В данном случае таможня. Но и здесь придется обратиться к формулировке соглашения, заключенного между компаниями.

Например, формулировка допускает импорт товара аналогичного качества из не санкционного списка, или из страны, в отношении которой санкции не введены. В этом случае суд будет исходить из этой возможности и на компанию будет наложено обязательство выполнить контракт. Если же формулировка соглашения полностью исключает поиск замены, то наступает форс-мажор и в соответствии с положениями ст. 417 ГК РФ соглашение теряет силу.

 

Заключение

«Санкицонная война» между Россией и другими странами рано или поздно закончится. Как показывает история, санкционное давление на нашу страну почти никогда не приводило к ожидаемому западными «партнерами» эффекту. Однако потери экономик от этой войны колоссальны для всех участников конфликта. И именно по этой причине конфликт будет исчерпан.

Нам же остается лишь запастись терпением и действовать осмотрительно при заключении договоров, как при международной, так и во внутренней торговле.

Поделиться:

Бесплатная консультация