Как обратиться в органы опеки

Контроль за соблюдением благоприятных условий в семье осуществляют органы опеки и попечительства. При наличии подозрений на ненадлежащее исполнение родителями возложенных на них обязательств по уходу за детьми любой гражданин может обратиться в эти органы с требованием проведения проверки. Как правильно направить такое обращение, рассмотрим в этой статье.

Основания обращения

Для того чтобы обратиться в органы опеки и попечительства должны быть весомые основания. Среди них можно выделить:

  • Нарушение прав ребёнка. Например, когда родители не пускают ребёнка в образовательное учреждение. Такое нарушение могут заметить учителя, если он длительное время не ходит в школу без уважительной на то причины.
  • Отсутствие должного внимания к ребёнку. Например, когда он подвергается опасности, а родителей нет рядом.
  • Подозрение на наличие угрозы жизни и здоровью ребёнка. Поводом для проверки может послужить присутствие следов побоев: синяки, ссадины, которые видны невооружённым глазом на теле ребёнка. Также вывод о плохом обращении с ребёнком можно сделать при наличии его агрессивного поведения, нервозного состояния, плаксивости или излишней замкнутости.
  • Содержание ребёнка в антисанитарных условиях. Об этом может свидетельствовать неопрятный внешний вид, плохая гигиена. Также употребление алкогольных напитков взрослыми может послужить поводом для проведения проверки.
  • Отказ родителей забирать своего ребёнка из образовательных учреждений и иных организаций является весомой причиной для осуществления контрольных мероприятий.

В Москве ежегодно выявляется большое количество случаев противоправного обращения с детьми. Благодаря своевременно поданным заявлениям неравнодушных граждан, удаётся предотвратить наступление тяжёлых последствий, а в некоторых случаях сохранить здоровье и жизнь ребёнка.

Кто может обратиться в органы опеки и попечительства

Написать заявление с просьбой проведения проверки могут лица, обнаружившие выше перечисленные нарушения. К ним относятся:

  1. Один из родителей ребёнка. Например, в случае когда родители развелись и ребёнок проживает с одним из них.
  2. Соседи.
  3. Родственники.
  4. Работники образовательных и медицинских учреждений.
  5. Непосредственно сам ребёнок может пожаловаться на плохое обращение с ним или неблагоприятные условия для проживания.

Порядок обращения

При направлении обращения следует придерживаться определённого порядка.

Шаг 1 - Сбор доказательств, свидетельствующих о выявленных нарушениях.

Это могут быть показания свидетелей. Например, жалобы соседей на грубое поведение родителей по отношению к ребёнку или распитие ими алкогольных напитков. Снятие и фиксация побоев, если они имеют место. Показания работников учебных заведений о том, что ребёнок его не посещает. В качестве доказательств допустимо использовать фото- и видеосъёмку имеющихся нарушений.

Шаг 2 – Составление жалобы

При оформлении данного документа необходимо придерживаться определённых правил.

В шапке следует указать наименование органа, в который она подаётся, а также его реквизиты.

Обязательным является указание данных заявителя. Это делается для того, чтобы сотрудники контролирующего органа смогли направить ответ о принятых мерах.

Следует сказать о том, что органы опеки и попечительства рассматривают анонимные жалобы. Делается это с целью избежания риска причинения вреда ребёнку.

В основной части заявления описываются обстоятельства, ставшие причиной обращения. Также необходимо указать, в каких отношениях заявитель состоит с несовершеннолетним ребёнком.

В конце заявитель просит принять соответствующие мер. Он указывает перечень приложенных документов, ставит дату и подпись.

Несмотря на то что в интернете множество образцов подобных заявлений, всё же иногда возникают сложности при его оформлении. В таких случаях может потребоваться юридическая консультация.

Шаг 3 – Подача заявления

После того как заявление составлено, необходимо его подать. Обращение всегда направляется по месту проживания. Сделать это можно несколькими способами:

  • Принести лично.
  • Направить по почте.
  • Сделать анонимный звонок.

Важно: при обращении в органы опеки и попечительства важно сообщать достоверную информацию. Если в поданном заявлении будут указаны заведомо ложные сведения, то это может быть расценено, как клевета. В таком случае заявителю грозит уголовная ответственность, предусмотренная ст. 128 УК РФ.

Шаг 4 – Получение решения контролирующего органа

Поданное заявление будет рассматриваться в течение месяца. В отдельных случаях этот срок может быть увеличен, но не более, чем на 30 дней.

В этот период уполномоченный орган проводит различные контрольные мероприятия: посещение семьи, учебного заведения, беседа с гражданами, имеющими отношение к делу.

Если нарушения выявлены, то контролирующий орган принимает решение о применении необходимых мер воздействия на родителей и опекунов. В отдельных случаях нарушителей могут привлечь к ответственности. Например, лишить родительских прав, наложить штрафные санкции за недолжное исполнение родительских обязанностей.

Что делать, когда обращение в органы опеки и попечительства не помогло

Если уполномоченный орган после принятия заявления бездействует, можно обратиться в другие инстанции. Направить жалобу в прокуратуру, подать иск в суд, обратиться к уполномоченному по правам человека.

В таком обращении рекомендуется указать как можно больше сведений об имеющем место обращении: когда оно было направлено, кто занимался его рассмотрением, описать все обстоятельства дела, а также мотивировать свои доводы относительно бездействия уполномоченного органа.

В случае если по результатам проверки будет выявлено, что органы опеки и попечительства не совершали необходимых действий для устранения нарушений, но при этом должны были это сделать, то им будет выдано предписание предпринять соответствующие меры.

Дети – самый незащищённый социальный слой общества. В связи с этим их защитой занимаются контролирующие органы. Если вы располагаете информацией о наличии противоправного поведения по отношению к ребёнку, следует немедленно сообщить об этом в органы опеки и попечительства. Это поможет предотвратить угрозу его жизни и здоровью.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста.
Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 
8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже. 

Поделиться:

Бесплатная консультация