Как обратиться в органы опеки
Контроль за соблюдением благоприятных условий в семье осуществляют органы опеки и попечительства. При наличии подозрений на ненадлежащее исполнение родителями возложенных на них обязательств по уходу за детьми любой гражданин может обратиться в эти органы с требованием проведения проверки. Как правильно направить такое обращение, рассмотрим в этой статье.
Основания обращения
Для того чтобы обратиться в органы опеки и попечительства должны быть весомые основания. Среди них можно выделить:
-
Нарушение прав ребёнка. Например, когда родители не пускают ребёнка в образовательное учреждение. Такое нарушение могут заметить учителя, если он длительное время не ходит в школу без уважительной на то причины.
-
Отсутствие должного внимания к ребёнку. Например, когда он подвергается опасности, а родителей нет рядом.
-
Подозрение на наличие угрозы жизни и здоровью ребёнка. Поводом для проверки может послужить присутствие следов побоев: синяки, ссадины, которые видны невооружённым глазом на теле ребёнка. Также вывод о плохом обращении с ребёнком можно сделать при наличии его агрессивного поведения, нервозного состояния, плаксивости или излишней замкнутости.
-
Содержание ребёнка в антисанитарных условиях. Об этом может свидетельствовать неопрятный внешний вид, плохая гигиена. Также употребление алкогольных напитков взрослыми может послужить поводом для проведения проверки.
-
Отказ родителей забирать своего ребёнка из образовательных учреждений и иных организаций является весомой причиной для осуществления контрольных мероприятий.
В Москве ежегодно выявляется большое количество случаев противоправного обращения с детьми. Благодаря своевременно поданным заявлениям неравнодушных граждан, удаётся предотвратить наступление тяжёлых последствий, а в некоторых случаях сохранить здоровье и жизнь ребёнка.
Кто может обратиться в органы опеки и попечительства
Написать заявление с просьбой проведения проверки могут лица, обнаружившие выше перечисленные нарушения. К ним относятся:
- Один из родителей ребёнка. Например, в случае когда родители развелись и ребёнок проживает с одним из них.
- Соседи.
- Родственники.
- Работники образовательных и медицинских учреждений.
- Непосредственно сам ребёнок может пожаловаться на плохое обращение с ним или неблагоприятные условия для проживания.
Порядок обращения
При направлении обращения следует придерживаться определённого порядка.
Это могут быть показания свидетелей. Например, жалобы соседей на грубое поведение родителей по отношению к ребёнку или распитие ими алкогольных напитков. Снятие и фиксация побоев, если они имеют место. Показания работников учебных заведений о том, что ребёнок его не посещает. В качестве доказательств допустимо использовать фото- и видеосъёмку имеющихся нарушений.
При оформлении данного документа необходимо придерживаться определённых правил.
В шапке следует указать наименование органа, в который она подаётся, а также его реквизиты.
Обязательным является указание данных заявителя. Это делается для того, чтобы сотрудники контролирующего органа смогли направить ответ о принятых мерах.
Следует сказать о том, что органы опеки и попечительства рассматривают анонимные жалобы. Делается это с целью избежания риска причинения вреда ребёнку.
В основной части заявления описываются обстоятельства, ставшие причиной обращения. Также необходимо указать, в каких отношениях заявитель состоит с несовершеннолетним ребёнком.
В конце заявитель просит принять соответствующие мер. Он указывает перечень приложенных документов, ставит дату и подпись.
Несмотря на то что в интернете множество образцов подобных заявлений, всё же иногда возникают сложности при его оформлении. В таких случаях может потребоваться юридическая консультация.
После того как заявление составлено, необходимо его подать. Обращение всегда направляется по месту проживания. Сделать это можно несколькими способами:
- Принести лично.
- Направить по почте.
- Сделать анонимный звонок.
Важно: при обращении в органы опеки и попечительства важно сообщать достоверную информацию. Если в поданном заявлении будут указаны заведомо ложные сведения, то это может быть расценено, как клевета. В таком случае заявителю грозит уголовная ответственность, предусмотренная ст. 128 УК РФ.
Поданное заявление будет рассматриваться в течение месяца. В отдельных случаях этот срок может быть увеличен, но не более, чем на 30 дней.
В этот период уполномоченный орган проводит различные контрольные мероприятия: посещение семьи, учебного заведения, беседа с гражданами, имеющими отношение к делу.
Если нарушения выявлены, то контролирующий орган принимает решение о применении необходимых мер воздействия на родителей и опекунов. В отдельных случаях нарушителей могут привлечь к ответственности. Например, лишить родительских прав, наложить штрафные санкции за недолжное исполнение родительских обязанностей.
Что делать, когда обращение в органы опеки и попечительства не помогло
Если уполномоченный орган после принятия заявления бездействует, можно обратиться в другие инстанции. Направить жалобу в прокуратуру, подать иск в суд, обратиться к уполномоченному по правам человека.
В таком обращении рекомендуется указать как можно больше сведений об имеющем место обращении: когда оно было направлено, кто занимался его рассмотрением, описать все обстоятельства дела, а также мотивировать свои доводы относительно бездействия уполномоченного органа.
В случае если по результатам проверки будет выявлено, что органы опеки и попечительства не совершали необходимых действий для устранения нарушений, но при этом должны были это сделать, то им будет выдано предписание предпринять соответствующие меры.
Дети – самый незащищённый социальный слой общества. В связи с этим их защитой занимаются контролирующие органы. Если вы располагаете информацией о наличии противоправного поведения по отношению к ребёнку, следует немедленно сообщить об этом в органы опеки и попечительства. Это поможет предотвратить угрозу его жизни и здоровью.
Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.