Как подать апелляцию

Подача апелляционной жалобы является одним из способов оспаривания судебных решений. Его используют, когда одна из сторон судебного процесса не согласна с вынесенным вердиктом. Как правильно подать апелляцию, рассмотрим в этой статье.

Случай из практики

За юридической консультацией обратилась гражданка Щепалова Т. Женщина подала иск в суд на магазин, в котором приобрела шубу стоимостью 150 тысяч рублей. Дело рассматривалось в районном суде г. Москвы. Шуба оказалась ненадлежащего качества. Мирным путём дело решить не удалось. В судебном порядке женщина требовала возврата денежной суммы, а также компенсации морального вреда. К иску были приложены доказательства, свидетельствующие о нарушении норм Закона «О защите прав потребителей», а также заключение независимой экспертизы, которая показала наличие имеющихся дефектов. Суд, рассмотрев материалы дела, оставил требования истца без удовлетворения.

Юрист ознакомился с итоговой частью решения, изучил нормы законодательства, которые были нарушены, и помог составить апелляционную жалобу.

Обоснованием правоты позиции послужили следующие обстоятельства:

  1. Суд неправомерно подошёл к изучению правовой экспертизы и заключению эксперта. Суд первой инстанции пришёл к выводу, что дефекты возникли в результате эксплуатации и никакого отношения к качеству продаваемого товара не имеют.
  2. Согласно ст. 469 ГК РФ и ч.1 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества.
  3. Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право отказаться от исполнения договора в случае обнаружения недостатков и вернуть уплаченные за товар денежные средства.

Суд вышестоящий инстанции отменил вердикт и полностью удовлетворил требования истца.

Благодаря квалифицированным действиям специалиста дело удалось довести до логического завершения.

Что такое апелляция

Понятие апелляционной жалобы содержится в ст. 39 ГК РФ. Это юридический документ, с помощью которого происходит обжалование судебного решения. Подаётся апелляция на решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу.

Апелляционная жалоба – наиболее часто применяемый способ обжалования судебных решений. Это первая стадия проверки законности вынесенных вердиктов.

Сроки обжалования

Очень важно при подаче апелляционной жалобы соблюсти сроки её подачи. Она должна быть направлена в суд в течение 30 дней с момента принятия судебного решения. Об этом говорят нормы ст. 321 ГПК и 259 АПК.

Если время, отведённое для подачи жалобы, будет нарушено, то суд откажет в её рассмотрении. Тем не менее, если оно пропущено, его можно восстановить. Для этого нужно подать заявление в суд, где следует изложить уважительные причины, в связи с которыми вы не имели возможности подать жалобу.

Как составить апелляционную жалобу

Законодательством не определено специальной формы составления жалобы. Главным составляющим является её оформление в письменном виде. Также этот документ должен содержать следующие сведения:

  • Наименование судебного органа, в который будет направлен документ.
  • Название жалобы. Например: апелляционная жалоба на решение мирового судьи о признании сделки недействительной.
  • Данные об участниках судебного процесса.
  • Необходимо изложить все требования и мотивировать их нормами законодательства. Здесь главное - осветить вашу позицию, в чем именно заключается нарушение правовых норм.
Важно: В этот документ нельзя включать требования, которые не были указаны при рассмотрении дела судом первой инстанции.
  • В конце заявления отражается перечень прикладываемых документов.

Жалоба обязательно должна иметь подпись заявителя или его представителя.

Как подать жалобу

Чтобы подать апелляцию необходимо выяснить следующие моменты:

1.Имеете ли вы право подавать её. Так, согласно действующему законодательству РФ, обжаловать решение суда могут лица, имеющие непосредственное отношение к делу. К ним относятся:

  • Истец.
  • Ответчик.
  • Представители этих лиц.
  • Прокурор, участвующий в деле.
  • Третьи лица, права которых нарушены принятым решением.

2. Также необходимо ознакомиться с резолюцией решения, выявить, какие нормы материального права были нарушены, и изучить судебную практику по обжалованию аналогичных дел. Это нужно для того, чтобы понять свои шансы на положительный исход спорной ситуации.

3. Определить основания, в связи с которыми решение было отменено. Их полный перечень содержится в соответствующих статьях ГПК. Например, отменой решения могла стать неверная трактовка материалов дела.

Как только эти моменты прояснились, можно действовать дальше.

Необходимо составить жалобу. Правила её составления приведены выше. К ней следует приложить документы: копию решения суда и оригинал документа, подтверждающий уплату пошлины.

Размеры государственной пошлины определены нормами законодательства и варьируются в зависимости от рассматриваемого дела. Так, при направлении жалобы в суд общей юрисдикции размер пошлины составляет половину её стоимости. Он равен 150 рублям. При подаче в арбитражный суд пошлина зависит от цены иска.

Следующий шаг – отправка документов в суд.

Важно: Особенностью направления апелляционной жалобы является то, что подавать её нужно в суд, вынесший решение. Если она будет подана напрямую в вышестоящую судебную инстанцию, то суд вернёт её обратно.
Частые ошибки при подачи жалобы

К распространённым ошибкам при направлении жалобы относятся:

  •  Пропуск срока обжалования. Восстановить его можно. Для этого придётся предоставить ряд весомых причин, по которым вовремя вы не смогли подать жалобу.
  • Отсутствие необходимых документов. Как показывает практика, часто забывают прикладывать к жалобе документ об оплате государственной пошлины.
  • Несоблюдение простой письменной формы документа.
  • Отсутствие прав на подачу жалобы.
  • Несоответствие заявленных требований нормам нарушенного материального права.

Если такие ошибки были допущены, то суд оставит жалобу без рассмотрения. А это в свою очередь потерянное время.

Для предотвращения подобных ошибок может потребоваться консультация юриста. Только благодаря квалифицированной юридической помощи можно правильно составить  жалобу и направить её в соответствующую судебную инстанцию. От этого напрямую зависит положительный исход дела.

Решение суда

Итогом рассмотрения жалобы может стать одно из решений:

  1. Оставить решение суда первой инстанции в первоначальном виде.
  2. Аннулировать судебное решение полностью и принять новое.
  3. Аннулировать судебное решение в части и вынести новый вердикт.
  4. Отказать в рассмотрении жалобы с  последующим прекращением производства по делу.

Одно из этих решений выносится судом по истечении двух или трёх месяцев, в зависимости от суда, который рассматривал дело. Оно немедленно вступает в законную силу.

Таким образом, подача апелляции является ещё одним шансом на восстановление справедливости. Если все же было принято неудовлетворительное решение при обжаловании или отказано в её рассмотрении, отчаиваться не стоит. Оспорить такое решение можно путём подачи кассационной жалобы, а в последующем – в порядке надзора.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста.
Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже. 

Поделиться:

Бесплатная консультация