Подать жалобу в прокуратуру

Когда права граждан нарушаются действиями или бездействиями должностных лиц, возникает вопрос: куда можно обратиться, чтобы пресечь такие деяния. Одним из действенных методов защиты является направление жалобы в прокуратуру. Как наказать нарушителей таким способом и добиться нужного результата, рассмотрим в этой статье.

Случай из практики

За юридической консультацией к нам обратился гражданин Соколов В. У него возникла конфликтная ситуация с соседом по даче, которая находилась недалеко от города Москвы. Его сосед изменил границы своего дачного участка. Он огородил территорию, через которую был спуск к озеру. Им пользовались и другие жители дачного посёлка. Эта земля никому не принадлежала и находилась в муниципальной собственности. Наш юрист разъяснил ему порядок действий.

Причины подачи жалобы

Для того чтобы обратится в прокуратуру, необходимо понимать, в каких случаях может быть подана жалоба. Причин для обращения в прокуратуру много. Основными из них являются:

  • Неисполнение обязательств по выплате заработной платы.
  • Превышение полномочий должностных лиц.
  • Невыполнение обязательств коммунальными службами.
  • Действия граждан, нарушающих права и интересы других лиц. Как было описано в нашем случае.
  • Отказ государственных органов в предоставлении услуги.

Тем не менее необходимо понимать, что некоторые вопросы полномочны решать другие органы. Например, полиция или Следственный комитет. Поэтому, чтобы разобраться в вопросе подведомственности спора, может потребоваться консультация юриста.

Требования к жалобе

Каких-либо жёстких критериев к оформлению жалобы нет. Составляется она в простой письменной форме. Однако она должна иметь определённую структуру. Так, в жалобе должны содержаться следующие данные:

  1. Наименование прокуратуры, в которую будет подана жалоба.
  2. Сведения о заявителе и ответчике.
  3. Обстоятельства дела.
  4. Требования, выдвигаемые потерпевшей стороной. Они должны быть обоснованы и мотивированы законодательными нормами.

Текст в жалобе должен быть составлен в стиле делового обращения. Все обстоятельства излагаются в хронологическом порядке. Не допускается использование нецензурных фраз и оскорблений. Это может послужить основанием для отказа в её принятии.

Жалоба подписывается заявителем либо лицом, действующим по доверенности. Анонимные жалобы не принимаются. Но в некоторых случаях они могут послужить основанием для проведения проверки.

Важно: Жалобу обязательно составлять в двух экземплярах. Один останется на руках с отметкой о приёме, а второй подаётся в прокуратуру.

При составлении жалобы и обращении в прокуратуру может потребоваться консультация юриста. Специалист поможет грамотно изложить все доводы со ссылками на нормативные акты, чтобы проверка имела более действенный результат.

В ситуации, описанной выше, налицо факт нарушения законодательства и прав граждан. Юрист порекомендовал Соколову обратиться в прокуратуру г. Москвы. Он помог составить жалобу. В ней он, ссылаясь на нормы законодательства, отразил следующие обстоятельства.

Действия лица, установившего ограждение, нарушают принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан. Данным гражданином был произведён самовольный захват земли. Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля представляет собой основу жизни и деятельности граждан. Владение ей не должно нарушать права третьих лиц.

На основании ст. 16 Земельного кодекса РФ земельные участки, не находящиеся во владении граждан и организаций, являются муниципальной или государственной собственностью. В соответствии с этими обстоятельствами действия гражданина являются незаконными.

Юрист изложил в жалобе требование об изменении границ и площади земельного участка соседа обратившегося к нам гражданина.

Как подать жалобу

Жалобу можно подать несколькими способами:

  • Отнести лично прокуратуру.
  • Направить заказным письмом по почте. В этом случае письмо отправляется с обязательным уведомлением о вручении.
  • Направить через электронные сервисы. Например, в Генеральную прокуратуру города Москвы можно подать на официальном сайте через «Интернет-приёмную». Это один из самых удобных способов направления жалобы.

В нашем случае жалоба была направлена почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Причины отказа в принятии жалобы

Есть ряд обстоятельств, в соответствии с которыми, прокуратура может отказать в её рассмотрении. К ним относятся:

  1. Направление анонимной жалобы.
  2. Отсутствие необходимых сведений, на основании которых возможно разрешить конфликтную ситуацию.
  3. Суть жалобы не ясна.
  4. Направленная жалоба нечитабельна. Так может произойти в случае написания её от руки.
  5. В жалобе содержатся угрозы и нецензурные выражения.

Если получен отказ в принятии жалобы, следует выяснить обстоятельства, послужившие этому. Для этого необходимо позвонить по телефону в соответствующее отделение прокуратуры или посетить её лично.

В том случае, когда действительно имеются основания для проведения проверки, необходимо устранить допущенные ошибки при составлении жалобы и перепадать её. Для этого правильным будет воспользоваться консультацией юриста.

Результаты рассмотрения жалобы

Жалоба принимается к рассмотрению в течение трёх дней после её поступления. Соответствующее должностное лицо рассматривает её и осуществляет проверку изложенных обстоятельств в течение 30 дней. Этот срок может быть уменьшен до 15 дней, если не требуется особых проверочных мероприятий.

После этого заявителю даётся письменный мотивированный ответ. Он может быть следующим:

  • Жалоба удовлетворена и приняты меры по восстановлению нарушенных прав.
  • Обращение отклонено. Например, в связи с необоснованностью требований.
  • Жалоба перенаправлена в соответствующие органы для разъяснения вопроса.

Применительно к описанной выше ситуации, результатом обращения стала выдача предписания об изменении границ дачного участка.

Таким образом, каждый может столкнуться с неприятной ситуацией в жизни. И при этом не всегда следует обращаться в суд. Для восстановления нарушенных прав можно  составить жалобу и направить её в прокуратуру. В некоторых случаях она является действенным методом воздействия на правонарушителя.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста.
Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 
8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже. 

Поделиться:

Бесплатная консультация