Подать жалобу в прокуратуру
Когда права граждан нарушаются действиями или бездействиями должностных лиц, возникает вопрос: куда можно обратиться, чтобы пресечь такие деяния. Одним из действенных методов защиты является направление жалобы в прокуратуру. Как наказать нарушителей таким способом и добиться нужного результата, рассмотрим в этой статье.
Случай из практики
За юридической консультацией к нам обратился гражданин Соколов В. У него возникла конфликтная ситуация с соседом по даче, которая находилась недалеко от города Москвы. Его сосед изменил границы своего дачного участка. Он огородил территорию, через которую был спуск к озеру. Им пользовались и другие жители дачного посёлка. Эта земля никому не принадлежала и находилась в муниципальной собственности. Наш юрист разъяснил ему порядок действий.
Причины подачи жалобы
Для того чтобы обратится в прокуратуру, необходимо понимать, в каких случаях может быть подана жалоба. Причин для обращения в прокуратуру много. Основными из них являются:
-
Неисполнение обязательств по выплате заработной платы.
-
Превышение полномочий должностных лиц.
-
Невыполнение обязательств коммунальными службами.
-
Действия граждан, нарушающих права и интересы других лиц. Как было описано в нашем случае.
-
Отказ государственных органов в предоставлении услуги.
Тем не менее необходимо понимать, что некоторые вопросы полномочны решать другие органы. Например, полиция или Следственный комитет. Поэтому, чтобы разобраться в вопросе подведомственности спора, может потребоваться консультация юриста.
Требования к жалобе
Каких-либо жёстких критериев к оформлению жалобы нет. Составляется она в простой письменной форме. Однако она должна иметь определённую структуру. Так, в жалобе должны содержаться следующие данные:
-
Наименование прокуратуры, в которую будет подана жалоба.
-
Сведения о заявителе и ответчике.
-
Обстоятельства дела.
-
Требования, выдвигаемые потерпевшей стороной. Они должны быть обоснованы и мотивированы законодательными нормами.
Текст в жалобе должен быть составлен в стиле делового обращения. Все обстоятельства излагаются в хронологическом порядке. Не допускается использование нецензурных фраз и оскорблений. Это может послужить основанием для отказа в её принятии.
Жалоба подписывается заявителем либо лицом, действующим по доверенности. Анонимные жалобы не принимаются. Но в некоторых случаях они могут послужить основанием для проведения проверки.
При составлении жалобы и обращении в прокуратуру может потребоваться консультация юриста. Специалист поможет грамотно изложить все доводы со ссылками на нормативные акты, чтобы проверка имела более действенный результат.
В ситуации, описанной выше, налицо факт нарушения законодательства и прав граждан. Юрист порекомендовал Соколову обратиться в прокуратуру г. Москвы. Он помог составить жалобу. В ней он, ссылаясь на нормы законодательства, отразил следующие обстоятельства.
Действия лица, установившего ограждение, нарушают принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан. Данным гражданином был произведён самовольный захват земли. Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля представляет собой основу жизни и деятельности граждан. Владение ей не должно нарушать права третьих лиц.
Юрист изложил в жалобе требование об изменении границ и площади земельного участка соседа обратившегося к нам гражданина.
Как подать жалобу
Жалобу можно подать несколькими способами:
-
Отнести лично прокуратуру.
-
Направить заказным письмом по почте. В этом случае письмо отправляется с обязательным уведомлением о вручении.
В нашем случае жалоба была направлена почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Причины отказа в принятии жалобы
Есть ряд обстоятельств, в соответствии с которыми, прокуратура может отказать в её рассмотрении. К ним относятся:
-
Направление анонимной жалобы.
-
Отсутствие необходимых сведений, на основании которых возможно разрешить конфликтную ситуацию.
-
Суть жалобы не ясна.
-
Направленная жалоба нечитабельна. Так может произойти в случае написания её от руки.
-
В жалобе содержатся угрозы и нецензурные выражения.
Если получен отказ в принятии жалобы, следует выяснить обстоятельства, послужившие этому. Для этого необходимо позвонить по телефону в соответствующее отделение прокуратуры или посетить её лично.
В том случае, когда действительно имеются основания для проведения проверки, необходимо устранить допущенные ошибки при составлении жалобы и перепадать её. Для этого правильным будет воспользоваться консультацией юриста.
Результаты рассмотрения жалобы
Жалоба принимается к рассмотрению в течение трёх дней после её поступления. Соответствующее должностное лицо рассматривает её и осуществляет проверку изложенных обстоятельств в течение 30 дней. Этот срок может быть уменьшен до 15 дней, если не требуется особых проверочных мероприятий.
После этого заявителю даётся письменный мотивированный ответ. Он может быть следующим:
- Жалоба удовлетворена и приняты меры по восстановлению нарушенных прав.
- Обращение отклонено. Например, в связи с необоснованностью требований.
- Жалоба перенаправлена в соответствующие органы для разъяснения вопроса.
Применительно к описанной выше ситуации, результатом обращения стала выдача предписания об изменении границ дачного участка.
Таким образом, каждый может столкнуться с неприятной ситуацией в жизни. И при этом не всегда следует обращаться в суд. Для восстановления нарушенных прав можно составить жалобу и направить её в прокуратуру. В некоторых случаях она является действенным методом воздействия на правонарушителя.
Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.