Как составить жалобу в прокуратуру
Одним из действенных способов разрешения конфликтов является подача жалобы в прокуратуру. Это один из методов защиты нарушенных прав, поскольку органы прокуратуры наделены функцией по надзору за исполнением законодательства органами государственной власти, должностными лицами и гражданами. Как правильно составить жалобу и направить её на рассмотрение, расскажем в этой статье.
Ситуация из практики
К нам обратился гражданин Егоров М. Ему потребовалась консультация юриста. Сосед по даче незаконно огородил участок около реки и устроил себе личный пляж, а также возвёл там самовольные постройки. Купаться в реке в других местах нельзя. Более того, сосед всячески препятствовал доступу на эту территорию других лиц.
Мы помогли разобраться гражданину с этим делом. Юрист составил жалобу в прокуратуру города Москвы. В ней он изложил следующие доводы. Данная земля находится в муниципальной собственности. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ, устанавливается свободный доступ всех граждан к объектам общего пользования. Также на основании ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земель в границах береговой полосы.
Ограничение доступа к реке является прямым нарушением прав и законных интересов граждан. Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля является основой жизни деятельности народов.
Основываясь на Законе «О прокуратуре» в жалобе было выдвинуто требование о ликвидации незаконного ограждения и возведённых на территории самовольных построек.
Итогом подачи жалобы стало предписание прокуратуры. Ограждение и самовольные постройки были аннулированы.
Что понимают под жалобой в прокуратуру
Не следует путать жалобу с другими формами обращений: претензиями, заявлениями. Отличительной особенностью этого документа является отсутствие взаимных договорных отношений между лицами. Например, жалобу в прокуратуру подают на неправомерные действия должностных лиц или невыполнение работы управляющей компанией.
Как правильно составить жалобу
К составлению жалобы в прокуратуру следует подойти внимательно. Если возникают какие-либо затруднения, поможет консультация юриста.
Составить жалобу может любой человек, чьи права и законные интересы нарушены.
Этот документ должен быть оформлен в письменном виде и содержать как можно больше информации по делу.
Жалоба должна иметь следующие данные:
-
Название органа прокуратуры, куда она будет направляться.
-
Данные заявителя: ФИО, адрес, контакты.
-
Следует изложить все факты в хронологическом порядке, указать, какие права были нарушены и какие действия необходимо предпринять для их восстановления.
В конце документа обязательно ставится подпись и дата.
Жалобу рекомендовано составлять в двух экземплярах. Один остаётся у заявителя, а второй направляется в прокуратуру.
Как подать жалобу
По общему правилу, жалоба подаётся по месту нахождения организации или лица, действия которых подлежат обжалованию. Также возможен вариант её подачи по месту нахождения заявителя. В любом случае ничего страшного не случится, если она будет подана не туда. Тогда жалобу переадресуют в надлежащий орган.
Направить жалобу можно одним из следующих способов:
- Отнести лично в подразделение прокуратуры. Индивидуальный приём граждан осуществляется по утверждённому графику.
- Направить почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
- По электронной почте, указанной на сайте прокуратуры города Москвы или через портал Госуслуг.
Следует сказать, что помимо письменных обращений, возможны устные. Человек вправе заявить о выявленных нарушениях лично, придя на приём, или сообщить по телефону.
Порядок и сроки рассмотрения
После поступления жалоба должна быть зарегистрирована в течение трёх дней. Она передаётся на рассмотрение соответствующему прокурору.
Он, в свою очередь, предпринимает следующие действия:
-
Осуществляет проверку изложенных в ней обстоятельств. При этом он может выехать на место, чтобы установить факт нарушения.
-
В зависимости от требования, изложенного в жалобе, истребует копии судебных решений, исполнительных производств и иные документы, которые помогут принять верное решение.
-
Даёт указания нижестоящим прокурорам провести проверку по делу.
-
Выносит представления по устранению допущенных нарушений.
-
Направляет материалы в соответствующие органы для возбуждения производств по делу.
-
Принимает или отклоняет заявленные в жалобе требования.
Жалоба рассматривается в течение 30 дней с момента её поступления. Это срок может быть увеличен, если требуется дополнительная проверка, но не более, чем на 30 дней. Также этот документ может быть рассмотрен в более короткие сроки – в течение 15 дней, если не требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий.
После истечения отведённого на рассмотрение времени прокуратура обязана дать письменный мотивированный ответ, в котором она разъясняет и описывает принятые меры.
Таким образом, жалоба в прокуратуру является одним из основных методов воздействия на виновное лицо или организацию, целью которой является восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшего.
Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.