Как правильно написать претензию

Одним из способов восстановления нарушенных прав и законных интересов является досудебный порядок разбирательства. Решить конфликт предпочтительно мирным путём, не обращаясь в государственные органы. Как это сделать, расскажем в этой статье.

Случай из практики

В нашу фирму обратилась гражданка Петрова М. Она приобрела холодильник в одном из торговых центров города Москвы. Данный товар оказался неисправным. Он был отправлен на ремонт в гарантийную мастерскую. Необходимых деталей для холодильника там не оказалось. Тогда Петрова потребовала от магазина заменить его на аналогичный. Руководство торгового центра отказало.

Юрист разъяснил ей порядок действий и помог составить претензию. В ней он изложил следующее. Он указал основание возникшего спора, которым являлся договор купли-продажи холодильника. Ссылаясь на ст.18 Закона «О защите прав потребителей» он изложил требование о замене холодильника на аналогичный товар надлежащего качества с перерасчётом цены.

В претензии был установлен десятидневный срок исполнения обязательства. Также юрист указал на то, что в случае неисполнения требования дело будет разбираться в судебном порядке. Помимо стоимости холодильника с магазина будут взысканы издержки, связанные с оформлением и подачей претензии, а также пени, компенсация морального вреда и судебные расходы.

Руководство магазина пошло навстречу и заменила товар. Дело до судебного разбирательства не дошло.

Что такое претензия

Претензия – это документ, оформленный надлежащим образом, в котором потерпевшая сторона излагает свои требования к ответчику. Целью направления претензии является мирное урегулирование спора.

Этот документ подтверждает наличие факта досудебного разрешения конфликта. Он свидетельствует о том, что вы не использовали меры принудительного воздействия.

До недавнего времени разрешение споров в досудебном порядке было на усмотрение лица, права которого были нарушены. С 2016 года порядок изменился, и это правило стало обязательным. Теперь, прежде чем подать в суд, необходимо попытаться мирным путём урегулировать конфликтную ситуацию. В первую очередь это касается разрешения экономических споров, когда в результате удовлетворения требований должны быть переданы материальные блага и денежные средства.

Тем не менее не во всех случаях требуется соблюдать претензионный порядок. Так, напрямую в суд можно подавать о признании гражданина банкротом, в связи с разрешением корпоративного конфликта, когда в суд обращаются представители органов государственной власти и в иных случаях, определённых действующим законодательством.

Как показывает практика, суд более благосклонен при соблюдении досудебного разбирательства дела.

Как составить претензию

Важно правильно составить претензию. От этого зависит примет ли её суд к рассмотрению.

Законодательством РФ не установлено единой формы ее составления. Как правило, основой её написания является образец делового письма.

Претензия всегда составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Но одном из них ставится отметка о получении.

Претензия обязательно должна быть оформлена в письменном виде и содержать следующие разделы:

  1. Информацию об организации или человеке, в адрес которых она направляется. Указывается их адрес и контакты.
  2. Наименование претензии.
  3. Прописывается основание, в связи с которым возник спор. Например, это может быть договор купли-продажи. Как было в описанном выше примере.
  4. Ссылки на нормы законов, которые были нарушены.
  5. Излагаются требования потерпевшей стороны. Они должны иметь чёткие формулировки и быть обоснованы доказательствами. Важно обозначить точную сумму заявленных требований и произвести её расчёт. Помимо этого, следует рассчитать компенсацию издержек, связанных с оформлением и отправкой претензии, а также предусмотреть пени, проценты, выплата которых предусмотрена договором.
  6. Срок получения ответа. Необходимо указывать разумный срок исполнения обязательств.
  7. В конце обязательно указывается фраза о том, что в случае не урегулирования конфликта потерпевшая сторона подаст иск в суд.
  8. Указывается перечень прилагаемых документов, если таковые имеются.
Важно: При составлении претензии необходимо быть ориентированными на последующее судебное разбирательство. Следует понимать, что этот документ будет прилагаться к исковому заявлению.

Если при составлении претензии возникают трудности, потребуется консультация юриста. Это важный документ. Он служит основой дальнейшего судебного разбирательства. В связи с этим ошибки в нём недопустимы.

Как подать претензию

Направить претензию можно несколькими способами:

1.Отнести лично. Это самый надёжный вариант. Но, на практике он реализуется в меньшей степени, т.к. зачастую это бывает затруднительно.
2. Отправить претензию заказным письмом. В этом случае квитанция об отправке будет являться подтверждением её направления в адрес ответчика.
3. Направить по электронной почте. Это менее надёжный способ. Большая часть судов не принимает в качестве подтверждения отправки претензии электронную расписку.

После направления претензии следует выждать 30 дней. Если ответа не поступило и требования, заявленные в ней, выполнены не были можно подавать иск в суд.

Таким образом, претензия является одним из эффективнейших способов досудебного урегулирования конфликта. Его применяют при возникновении различных споров и в большинстве случаев, благодаря такому порядку разрешения дела удаётся избежать обращения в суд.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста.
Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 
8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже. 

Поделиться:

Бесплатная консультация