Споры ОСАГО – помощь автоюриста

Обязательно страхование для автомобилистов стало «палочкой-выручалочкой» в случае ДТП. Ведь убытки покрывает страховая компания. Но на практике автовладельцы сталкиваются с отказами в выплатах и другими нарушениями. Разберемся, как призвать страховую компанию к ответу и понадобится ли помощь юриста в Москве для решения вопроса с ОСАГО.

Причины возникновения споров по ОСАГО

Между страховой компанией (СК) и автовладельцем заключен договор страхования. И именно нарушение пунктов договора (да и правил страхования тоже) становится причиной для конфликта. Поводом к разбирательству чаще всего выступают:

  • необоснованный отказ в выплате по ОСАГО при наступлении страхового случая – СК не признает случившееся поводом к выплате компенсации/ремонту транспортного средства;
  • занижение ущерба – оценщик СК не относит некоторые повреждения к последствиям страхового случая, расчет необходимых для ремонта деталей, узлов, агрегатов и работ осуществляется недобросовестно;
  • затягивание сроков – направление на ремонт или выплата компенсации осуществляется с существенной задержкой;
  • отказ в возмещении УТС (в некоторых ситуациях) – страховщики отказываются компенсировать утрату товарной стоимости в добровольном порядке.

Чаще всего СК пользуется банальным незнанием своих прав автовладельцами. Именно это и «развязывает руки» недобросовестным страховщикам.

У нового автомобиля Юлии Ж. в результате ДТП оказалась повреждена фара, передний бампер и переднее крыло. Все 3 детали были «под замену». Оценщик сообщил девушке, что из-за особенностей конструкции авто кузовные работы будут заметы  в некоторых местах. Страховщик же отказался компенсировать УТС, сославшись на Правила. По сути, это был отказ по ОСАГО.
Юлия поняла, что ей потребуется для решения вопроса содействие адвоката. В Москве девушка обратилась к специалисту, который составил и направил претензию страховщикам. Получив закономерный отказ, адвокат от лица девушки направил исковое заявление в суд, где доказал обоснованность претензий истицы.

 

Как решаются споры по ОСАГО

В отличие от множества гражданских споров, конфликты по автогражданской ответственности решаются в досудебном порядке. И только при не достижении согласия между страхователем и СК дело переносится в суд.

И как ни странно, но большинство конфликтных ситуаций заканчиваются именно на стадии обмена претензиями. «Дьявол» кроется в деталях:

  • страховщик понимает, что нарушает закон, потому при настойчивости страхователя предпочитает удовлетворить претензию или заключить мировое соглашение, если иск в суд уже подан;
  • автовладельцы оказываются морально раздавлены прессингом СК, потому отказываются от своих претензий;
  • страхователи не знают алгоритма действий, совершают процессуальные ошибки и остаются с поврежденным имуществом и «бесполезным» полисом один на один.

Потому, чтобы «не наломать дров» и получить причитающуюся по закону выплату, стоит, как минимум, получить консультацию юриста, который подскажет, как действовать в возникшей ситуации. Специалист поможет не только правильно составить претензию, но и направить ее страховщику. В целом же, автовладельцу придется пройти 4 этапа разрешения конфликта досудебным путем.

  1. Первичное обращение к СК по факту наступления страхового случая. Это необходимо сделать как можно быстрее после ДТП. Например, в течение всего 5 дней после аварии нужно предоставить машину страховщикам для осмотра.
  2. Обращение к независимым экспертам. Это можно сделать в случае, если автовладелец не удовлетворен рассчитанной суммой компенсации. Однако допускается и «обратный ход»: можно сразу после ДТП обратиться к независимым экспертам, согласовать с ними дату осмотра, о чем уведомить СК с помощью телеграммы.
  3. Составить претензию и вместе с заключением независимого оценщика направить ее страховщику. Претензия ОСАГО составляется в 2 экземплярах, первый из которых направляется в офис по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Свой экземпляр необходимо сохранить – он понадобится для возможного обращения в суд.
  4. Дождаться ответа на претензию. СК обязана отреагировать на поступившее обращение в течение 10 дней.

Если страховщик признает требования заявителя обоснованными, он их выполнит. То есть, в претензии необходимо соблюдать меру. Она не является поводом злоупотреблять правом, даже если страховщик и нарушает условия страхования по ОСАГО.

Анатолий В. был не удовлетворен выплатой в размере 70% от реально причиненного ущерба. Мужчина направил в СК претензию, в которой требовал увеличить выплату вдвое. Страховщик признал часть требований обоснованными и в своем ответе предложил доплатить еще некоторую часть. Анатолий обратился к юристу, который сообщил мужчине, что на большее претендовать не стоит. Тогда мужчина решил действовать самостоятельно и подал иск в суд с требованием увеличить выплату по ОСАГО вдвое, а также компенсировать судебные расходы и моральный вред. Однако судья удовлетворил иск частично.

 

Судебная практика

Если в СК направлена обоснованная претензия, а страховщик не спешит ее удовлетворять, у автовладельца остается 1 путь – подавать по ОСАГО в суд. И здесь следует обратить внимание, что судьи в большинстве случаев встают на сторону именно истца. Ведь даже судьи знают, насколько страховщики не любят расставаться с деньгами.

Однако при подготовке к суду необходимо правильно составить исковое заявление. И здесь без помощи юриста обойтись будет непросто. Ведь в иске должно быть отражено:

  • суть конфликта – то есть в чем выражается спор;
  • какие именно нормы законодательства нарушены страховщиком;
  • какие нормы подкрепляют позицию истца;
  • какие доказательства своей правоты прикладывает истец.

Также в исковом заявлении должно содержаться конкретное требование к ответчику: компенсация ущерба, судебных и прочих расходов, морального вреда.

Если суд встанет на сторону страхователя, то взыскание ОСАГО будет юридически обоснованным, и страховой компании будет некуда деваться, кроме как удовлетворить решение судьи. Если СК не сделает это добровольно, то «расстаться с деньгами» ей «поможет» ФССП.


В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, 
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже.

Поделиться:

Бесплатная консультация