Жалоба в генеральную прокуратуру

Когда восстановить справедливость путём обращения в государственные структуры не удаётся, возникает вопрос: Что делать? Как добиться правды? Выход из этой ситуации есть. Существует ещё одна инстанция, в которую можно обратиться для разрешения конфликта. Это Генеральная прокуратура. Как составить жалобу и направить её в эту организацию, рассмотрим в этой статье.

Ситуация из практики

В нашу фирму поступило обращение от гражданки Анисимовой А. Ей требовалась консультация юриста по поводу составления жалобы в Генеральную прокуратуру. Женщина работала бухгалтером в одной из крупных московских компаний. Зарплата регулярно задерживалась, а потом и вовсе перестала выплачиваться. Анисимова решила принять меры. Тогда она обратилась в трудовую инспекцию и прокуратуру. После проверки выяснилось, что у организации сменился адрес местонахождения и директор. Компания прекратила всякую деятельность, т.к. её оформили на номинальное лицо. Обращение в соответствующие структуры результатов не дало. Бывшего руководителя компании разыскивать не стали.

Юрист помог ей составить жалобу в Генеральную прокуратуру на бездействие должностных лиц. В соответствии с законодательством, бывший директор несёт ответственность за деятельность организации в период осуществления им должностных обязанностей. Генеральной прокуратурой была проведена проверка по данному делу. Действительно, имел место факт умышленной невыплаты заработной платы. На основании этого прокуратурой был направлен иск в Московский областной суд с заявлением требования о взыскании с бывшего директора суммы невыплаченной заработной платы. Однако дело разрешилось не в пользу клиента. Суд отказал, мотивировав своё решение тем, что в соответствии со ст. 277 ТК РФ, руководитель несёт ответственность за прямой ущерб, причинённый организации, а не работникам. Между бывшем руководителем как физическим лицом и работником отсутствовали трудовые отношения. Обязанность по выплате зарплаты несёт только работодатель. Таким образом, взыскать денежные средства с бывшего директора не удалось.

Когда можно подавать жалобу

Необходимо понимать, что обратиться в Генеральную прокуратуру можно только после того, как будут испробованы все варианты решения возникшей проблемы. Так, при нарушении прав работника изначально следует обращаться в трудовую инспекцию и прокуратуру. Если конфликт не исчерпан, можно направлять жалобу в Генеральную прокуратуру. При этом одновременно возможно направление искового заявления в суд.

Обращение в этот государственный орган является крайней мерой защиты нарушенных прав.

Поводами к её направлению могут быть следующие обстоятельства:

  • Несоблюдение законодательства должностными лицами и организациями.
  • Нарушение прав и интересов граждан.
  • Нарушение должностных обязанностей сотрудниками государственных структур.
  • Совершение особо опасных преступлений.

Правила составления жалобы

Законодательством РФ не установлено специального бланка для оформления такой жалобы. Из этого следует, что она может быть составлена в произвольной форме. Однако необходимо соблюдать определённые требования, предусмотренные для подобных обращений.

Так, жалоба должна иметь следующее содержание:

  • В шапке документа указываются данные заявителя и получателя. Это обязательное условие, поскольку без них отправляемый документ является анонимным и рассмотрен не будет.
  • Указывается наименование.
  • Описание обстоятельств, предшествующих нарушению прав, а также отражается информация об органах, которые нарушили права.
  • Выдвигаются требования, т. е. то, что именно хочет получить заявитель. Также указываются те меры, которые необходимо применить, чтобы нарушенные права были восстановлены. Например, можно указать требование о привлечении должностного лица к ответственности или о восстановлении нарушенных прав.
  • В конце указывается перечень прилагаемых документов.

Жалоба подписывается заявителем и ставится дата.

Этот документ должен быть составлен в двух экземплярах. Один подаётся в прокуратуру, а другой остаётся у заявителя с отметкой о получении.

При составлении жалобы следует понимать, что это обращение в серьёзный контролирующий орган. Не следует «лить воду» при описании обстоятельств дела. Все факты должны быть изложены в чёткой последовательности. Не допускается использование нецензурных и оскорбительных фраз. В тексте не должно быть ошибок.

Важно: Не следует делать жалобу очень объёмной и оформлять её на нескольких листах. Такая информация тяжела для восприятия. Необходимо указать только основные факты, имеющие отношение к делу.

Составление такой жалобы - это ответственный момент. Чтобы избежать отказа в её принятии, может потребоваться консультация юриста.

Правила подачи жалобы

Направлять этот документ можно одним из следующих способов:

  1. Лично, через канцелярию прокуратуры.
  2. С помощью курьера.
  3. Почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
  4. Через Интернет-приёмную на сайте Генеральной прокуратуры г. Москвы. Это достаточно новый и вместе с тем удобный способ её направления.
Порядок рассмотрения

После поступления жалобы прокурору отводится тридцатидневный срок на её рассмотрение. Такой срок установлен для того, чтобы прокурор имел возможность проверить все обстоятельства дела, отражённые в жалобе.

Когда рассмотрение жалобы завершено, прокурор может вынести одно из следующих решений:

  • Удовлетворить жалобу. Это один из самых благоприятных итогов решения дела.
  • Отклонить жалобу. Так может произойти в случае, если рассматривающий её прокурор признает жалобу необоснованной.
  • Разъяснить порядок действий. Такое решение принимается в случае, если в жалобе не отражены конкретные требования к должностному лицу, а лишь необходимо разъяснение тех или иных норм права.
  • Перенаправить жалобу. Такое бывает в случае, когда спорным вопросом должна заниматься иная государственная структура.

По принятому решению заявитель получит письменный мотивированный ответ.

Таким образом, подать жалобу в Генеральную прокуратуру имеет право любое лицо или организация, чьи права и законные интересы были нарушены. Несмотря на то, что это крайняя мера, это шанс восстановить справедливость, когда все остальные инстанции отказали.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста.
Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 
8 (495) 281-51-41 или написать его в форме ниже. 

Поделиться:

Бесплатная консультация